Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

тварец :: Так пишутся иконы
Сегодня я хочу рассказать, как пишется икона, в частности – Спас. Ведь сегодня - Рождественский вечер, про какую же икону говорить? На Руси известно шесть основных иконографических типов икон Спасителя. Они пришли к нам из Византии в ХII веке.

Спас Эммануил («С нами Бог») хранится в государственном музее Палеха. Палехские иконы отличаются солнечными тонами – веками там отрабатывались способы передать теплое сияние, заставить доску светиться. Палехская школа при письме часто использует золото и серебро – тваренное и сусальное. «Тварить» - создавать, делать, растирать. Настоящий иконописец сам растирает пигменты. Это выполняется на стекле с помощью специальной «печати» - «куранта». Краски замешиваются на яичной эмульсии. Такая темпера не выцветает сотни лет.

004

005

Вначале выбирается доска. Традиционно – липовая или сосновая. Если повезет, и получилось достать дубовую – замечательно. Такая, практически, не гнется и не трескается.

014

Потом варится костный клей, и поверхность пропитывается. Больше ценится «рыбий» - сделанный из хряща осетра. Но он иногда трескается. Мне нравится мездровый, или обычный желатин. Наверное, раньше просто отходов от рыбного промысла было много – в рыболовных районах этим осетром собак кормили, плавники да хрящи вообще некуда девать было. А сейчас – баночка «выварки» трешник стоит, круто…

На доску наклеивается холст – «паволока».

001

Потом все грунтуется. Грунт – тоже специальный, делается на основе клея и мела, иногда добавляют разрыхлитель. Накладывают тонкими слоями и просушивают, слоев – около двадцати. Получается белое покрытие, которое называется ЛЕВКАС. Его шлифуют.

002

Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки – «ребра жесткости». Дерево сохнет пять – шесть лет, поэтому лучше их не обрезать. Периодически – раз в полгода – шпонки подбивают. А вот когда все окончательно «усядет» - можно и отпилить.

И левкас, и готовые «разведенные натуральные краски» продаются в специализированных магазинах. В 99% это – химия. Что-то вроде сублимированной лапши – «как бы еда», но лучше такое не использовать, на самом деле это  – обман.

Перед началом с иконы, по которой делается СПИСОК – копия, снимается на кальку ПРОРИСЬ. Ее используют в дальнейшей работе.

003

Традиционно на Руси лики пишут «наоборот», от темного к светлому - вначале наносят САНКИРЬ. У каждого мастера рецепт состава свой. Рублев, например, делал колер «в зелень» - цвета старой бронзы. Потом – РОСКРЫШЬ, ДВИЖКИ, ОХРЕНИЕ, СПЛАВКА, БЛИКИ…

006

007

008

009

В сети есть много сайтов, на которых предлагают «иконы, написанные по русским канонам». На веб-страницах для пущей наглядности – иллюстрации: цех, мастера, мольберты… На самом деле на мольбертах иконы не пишут, краска стечет. В XV – XVI веках писали ПЛАВЬЮ – темпера разводилась жидко, как акварель, и накладывалась слоями. Икона лежит на столе, причем выравнивают стол строго горизонтально – малейший наклон при работе даст себя знать.

А на мольбертах пишут маслом, это «фряжкская» живопись, «от слова «варяг». Она в XVIII веке к нам пришла, как академическое письмо. В одном московском храме я видел работу Васнецова: Святая княгиня Ольга. Завораживает. Но это не икона, это скорее – окно в другую реальность. Знаю, сейчас лики еще иногда акрилом рисуют. Цвета сочные, яркие. Как со временем ведут себя такие краски пока не известно – им лет двадцать всего.

010

Надпись делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя. После этого идет финальная обработка – пропитка маслом (лично мне нравится не льняное, а сафлоровое) и покрытие лаком.

011

Обратную сторону полируют – пчелиный воск растворяют скипидаром, и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет 300 – 400 лет.

013

Имя автора или название мастерской на иконе не ставится. Она ведь – для разговора с Богом.

012

Что иконопись для меня? Занимался сюром, барыжил абстакцией, разрисовывал голых девочек в ночных клубах, вел боди-арт шоу.  Это весело и бабки… Но ведь хочется, чтобы осталось что-то светлое. Пусть даже без твоего имени – спустя много лет. Заработок? Да, конечно, это тоже. Когда могу себе позволить – дарю. Материалы стоят недешево, и на работу уходит одна – две недели. Но это – одно из любимых занятий, для души.

Желаю православным – тепла и света. Атеистам – материального достатка и поверить хоть во что-то хорошее. Жить, не веря, нельзя. И тем и другим – счастья.

С Рождеством вас Христовым!
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/read/reportsof/117212.html