Вчера узнал, что одну из премий «Своя колея» в этом году получил директор мемориального музея Л.Н. Толстого в станице Старогладовской Шелковского района Чеченской Республики, чеченец Хусайн Загибов. Во все чеченские компании он спасал музей поочередно от боевиков и федералов. Признаться на меня произвело впечатление, когда он со слезами на глазах сказал: «мы верили, что это когда-нибудь будет оценено» и т.д.
Подумалось как, наверное, дико для них выглядел этот мужик, мечущийся между двумя озверевшими в безумной, бессмысленной драке сторонами. Наверняка он, заботившейся о скромных экспонатах, казался им сумасшедшим. Может ли быть нормальным человек, спасающий старое барахло, когда речь идет о жизни и смерти, когда на кон поставлены «священная война», «вера», «родина», «большие деньги» в конце концов? Спасающий рискуя своей жизнью, жизнью близких и односельчан.
Им, которые убивали друг друга из-за шкурных амбиций горстки авантюристов. Одни под лозунгами джихада, другие под ура-имперско-патриотическую шумиху. А, скорее, просто спасавших свою жизнь и жизнь своих друзей, мстя за погибших, оказавшись в качестве мяса, в предлагаемых государством обстоятельствах. То есть в полномасштабной войне на территории родной страны. Они резали головы, кастрировали, насиловали подростков, бомбили села, часто считая себя участниками великих движений, причастными к идее справедливости и т.д.
И что в остатке? Война если и не убивает, то калечит всех ее участников. Сколько их навсегда возненавидевших человечество с сорванными крышами, а часто и без рук, без ног бродит по городам и, время от времени с криком «я чехов бил!!!» кого-нибудь режет. В свое время про еще более дикую бойню хорошо написал А.А. Блок: «война, как и любая пошлость не имеет ни начала, ни конца, ни формы…».
Одних генералов убили, другие теперь руководят Чечней и федеральными округами. Зачинщики, срубив свое, вполне комфортно живут в Москве, Лондоне, Анкаре, Тбилиси и хуйтигде. Ни одного музея в республики не осталось. Разграбили и грозненский музей. Впрочем, как разграбили и кабульский и багдадский музеи… В Чечне остался только литературно-этнографический музей русского писателя Л.Н. Толстого.
Получается, что этот Хусайн Загибов один из немногих, кто вообще четко осознавал, что такое родина. И, по большому счету, это единственный человек, который по настоящему нес службу, и выполнял долг. А возможно это только тогда, когда эти понятия наполнены глубоким смыслом на основе высокой внутренней культуры. Только тогда человек самостоятелен и самодостаточен, свободен от всяких вбитых в голову стереотипов. Ведь свобода, как сказал Барух Спиноза, это ОСОЗНАННАЯ необходимость.
Д.С. Лихачев назвал музейщиков последними святыми на Руси. Для меня эта метафора обрела конкретное содержание.