Краткое содержание первой части – которая тута.
http://udaff.com/polemika/59661.html
Резюме, так сказать.
Свобода человека не дается вся и вдруг. К свободе человек идет.
Путь к свободе имеет степени, или вешки, если хотите…
Первой вешкой является возможность получить необходимые и достаточные ништяки не попадая в зависимость. Свобода экономическая. Собственность.
Вместе с собственностью приходит страх, необходимость защитить собственность.
Вторая создается обретением силы, для защиты собственности – свобода от страха.
Придется немного остановиться в этом пункте.
Люди объединяются именно для защиты жизни, собственности, самости и свободы каждого. Это нормально. Иначе объединение не имеет смысла.
Создается Общая Большая Дубина – ОБД гыгы, то есть - система принуждения и наказания, и правила пользования этой ОБД – право.
Все страны разделяются на две больших группы.
В Анархиях (или республиках) базовым принципом становится равенство, и потому ОБД может воспользоваться при условии одобрения со стороны всех остальных граждан любой против каждого и в любой момент. (равноправие)
В деспотиях ОБД принадлежит ограниченному кругу лиц, выделенных по внешним признакам, которые естественно могут пользоваться ею произвольно. Это нормально.
Первыми на стол ложатся анархии, потому что живые, развивающиеся, интересные и более сложно устроенные.
В анархиях действуют правовые нормы, моральные устои и нравственные принципы. Отличие последних от правовых норм в том, что нарушение этих правил осуждается определенной частью общества, но, тем не менее, не позволяет несогласным хвататься за ОБД. Постепенно все анархии приходят к тому, что ВСЕ НЕЗАКОННОЕ АМОРАЛЬНО, НО НЕ ВСЕ АМОРАЛЬНОЕ НЕЗАКОННО. Это нормально.
Однако для нашего исследования нет разницы между моральными и правовыми нормами. Важно, что и те и другие порождают очень интересное ограничение свободы человека.
А именно - мнение окружающих.
Человек вынужден жить, действовать, даже думать и чувствовать – повинуясь мнению других людей. Под страхом наказания или осуждения.
Оппа… и стоило иметь собственность и силу, чтобы попасть в зависимость от любопытных соседей? От моды, приличий, религии.
Сотни глаз глядят на тебя. И требуют, требуют, требуют.
Как правило, это не слишком напрягает. Если ты согласен со всеми требованиями. Ты не убиваешь, и не грабишь не потому что боишься наказания, а потому что тебе это и не нужно. Ты не понимаешь смысла идиотской пословицы русских ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ. Ты знаешь, что если ты готов приносить пользу и обладаешь необходимыми знаниями, умениями, навыками ты не останешься голодным, силой тебя тоже никто не лишит собственности, а если ты не причиняешь вреда – то можешь забыть о тюрьме. Хорошо!!!
Но иногда наступает момент, когда такое полезное общество начинает тяготить.
Ага. Вот тут у человека есть выбор, а у него всегда и везде есть выбор, когда есть собственность и сила. Принять эти путы, или пойти против всех. Всех, вооруженных ОБД и способных на общественное осуждение. Всех, чье мнение имеет для человека значение. А как же может не иметь значения мнение пацанов, которые прикрывают твою задницу когда ты спишь или болен?
Которые позаботятся о твоей семье, если ты завернешь ласты?
Которые спасут тебя от любого, «кто посягнет»(с) (Ильф и Петров )
В какой то момент времени приходится решать. Чье мнение важнее твое – или окружающих. И если ты считаешь, что ты прав, ты действуешь так, как считаешь нужным. Осознавая, что за это может наступить ответственность. (Гегель, Превед)
В конце концов, общественное мнение, комфорт и жизнь это те же булки сладкие. Ништяки можно сравнивать, и выбирать, что дороже.
К ответственности можно отнестись двумя – опять таки - способами.
Можно нарушить законы и мораль, и всю жизнь бегать и прятаться – соревнуясь с обществом в хитрости. А можно выйти на авансцену и объявить « А Я ГОВОРЮ, ЧТО ЭТО ГЛУПЫЙ И ЗЛОЙ ТЕАТОР!!!» (с) Буратино.
Временами это срабатывает, и общество признает твою правоту. Немедленно распространяя данное тебе право на всех твоих сограждан. Чаще ты узнаешь это уже, будучи лишен значительной части ништяков. Или видишь это с неба.
Другое дело, что хитрая и долговечная организация (РКЦ, превед) способна и в анархическом обществе довести моральные нормы до уровня правовых, и получать с этого сливки, но это неизбежное зло. Что делать. Именно этому обязаны англосаксонские страны своими дикими бракоразводными обычаями, эмансипацией, свободой негров и протчей толерантностью. Хехе.
(о, кстати. Кроме ПДД в России есть еще один почти разумный закон. Это семейный кодекс. Там всего пара незначительных зловредностей).
Таким образом, собственный разум, опыт и уверенность в правоте дают третью степень свободы.
Свобода от мнения окружающих…
В России (Маркс, здарова), где одна часть людей может произвольно пользоваться ОБД, а другая вообще не имеет к ней доступа, приходится пользоваться только своей личной дубинкой.
Безусловной силой.
А потому то вяло, то бурно протекает война всех против всех.
Ни права, ни общественного мнения, ни моды, ни морали и нравственности здесь нет.
Законное здесь как правило несправедливо, справедливое незаконно, и это нормально.
Зато человек полностью свободен от моральных норм. Нравственных принципов, да и – в общем то – от правовых норм тоже.
Так или иначе, поскольку рядом постоянно есть кто-то кто сильнее, а тебе приходится и спать, и болеть, и просто иногда отворачиваться в сторону, нормальный животный страх, заставляющий бежать или сражаться заменяется тупым безразличным фатализмом.
Если бы я не настаивал на обязательной последовательности вешек, я конечно вынужден был бы объявить что в России достигнута третья степень свободы.
Но это не так.
В России живут, как и во всякой деспотии только и исключительно рабы. Это нормально.
Вас не удивляет то, что великие и любимые своими солдатами военачальники ехали со скромным и ненавидимым всеми нквдшником как овцы на убой?
С. Лемм весело иллюстрировал это в приключениях Трурля и Клапауция. Хехе. Почитайте на досуге.
Вся гордая «свободность» чурбанов, олигархов, чиновников и бандитов… (на этом рукопись обрывается)
Ищем продолжение?
ЗЫ.
Настаиваю. Она действительно прекрасна.