«Нас часто спрашивают, что такое христианский сионизм.»
Армянское радио
Вполне возможно, что некоторые никогда и не слышали о таком явлении, а для некоторых интерес к нему представляется чем-то диким - как к странной экзотике, муренам там или тапирам. Между тем явление это, во-первых, чрезвычайно характерно для нашего времени, а во-вторых, возможно, знаковое в духовном развитии Западной цивилизации.
Дело в том, что цивилизация эта оформилась в знакомом нам виде в течение длительного процесса, географически - в Европе, а интеллектуально - в условиях доминирования христианской религии. Поэтому духовная история христианства оказалась неотделима от политической истории Европы. Сразу же скажем, мы не хотим здесь впадать в ересь упрощенчества, наподобие той, в которую впал марксизм, претендовавший на объяснение всей истории Европы на базе одного "главного" экономического фактора. Точно так же нельзя объяснить историю исключительно на базе эволюции верований и убеждений, но не учитывать их нельзя.
Христианский сионизм сегодня ассоциируется, в основном, с активистами "библейского пояса", протестантами США. Однако теоретические основы движения - отнюдь не "от корней", не от реднеков и не от христианских ультраконсерваторов. Они имеют довольно благородное происхождение. В современном виде заложил их крупнейший французский историк еврейского происхождения Жюль Исаак, семья которого была уничтожена нацистами. Именно ему принадлежит ныне общепризнанный ответ на вроде бы риторический впрос "как мог Холокост произойти в христианской Европе?" Несмотря на то, что нацистская идеология в основе своей была нео-язычеством (другим плодом декадентства и религиозной фронды начала 20 века стала нео-языческая практика и идеология коммунизма), Исаак рассматривал Холокост как продукт древней традиции христианского антисемитизма.
Христианство возникло в качестве преследуемой ереси в иудаизме и затем распространилось в качестве преследуемой ереси в язычество. Когда христианство стало доминирующей религией, активно преследоваться стали язычество и иудаизм - более в соответствии с человеческой природой, нежели с ученим Христа. Христианский антисемитизм проистекает из идеи, что евреи "в целом" отвергли и распяли Христа, а Христос, соответственно, отверг и проклял весь еврейский народ. Еврейское происхождение Христа и происхождение христианства из иудаизма при этом отвергаются. Для христианина вот это "соответственно" выглядит совершенно неочевидно, а еврейское происхождение христианства, напротив, совершенно ясно, поэтому подобная доктрина отнюдь не универсальна, и отнюдь не все христиане всегда были антисемитами. Однако она широко распространена.
Основа христианского антисемитизма - это "теология замещения", основное положение которой - то, что с основанием Церкви именно Церковь заняла место евреев в качестве богоизбранного народа. Пошло это, в принципе, хотя и без намерения, от апостола Павла, с его идеей "внутреннего еврея," в смысле духовного, и, простите, "обрезания сердца" через веру. Это был характерный "эффект кукушки", когда проповедь доктрины включения (братья по вере, а не по рождению, происхождение, национальность не важны - это был фундаментальный принцип христианства, обеспечивший его распространение не только огнем и мечом, но и чисто словом) привела к фактическому исключению (проклятию тех, кто не признал Христа, что бы там ни было написано в Ветхом Завете). Богоизбранность еврееев, их специальное место в мире оказались утрачены, согласно этой теории, с основанием и распространением многонациональной христианской религии, а евреи - это не столько семья и ученики Христовы, сколько его враги и убийцы. Поскольку, как нам известно из Нового Завета, современные Христу евреи были и тем и другим, у каждого оказалась своя правда. Но правда Церкви в части теологии замещения оказалась, что было продемонстрировано ходом мировой истории, убийственной для евреев - маленького народа, который в глазах христианской Европы оказался лишен Божьей любви и, соответственно, морально, идеологически оставлен человеческой ненависти.
Жюль Исаак (он был очень влиятелен, по его курсу поколения французских школьников и студентов изучали историю своей страны) после войны приложил огромные усилия, работая совместно с католиками, по изменению доктрины Церкви. Его встреча в 1960 году с Папой Иоанном XXIII оказалась исторической: результатом ее явилось официальное осуждение Ватиканом антисемитизма и обвинения евреев в богоубийстве.
Правда теологии замещения очень одностороння, а результаты ее распространения оказались настолько нехристианскими по существу, что после войны люди стали все чаще стали сомневатья в этих принципах. В США пионером этих идей в новейшее время (после войны; в старые времена еще был Уильям Блэкстоун) был пастор Джон Хаги, который, несмотря на сильное в то время противодействие, совершенно в лоб заявлял о том что "если убрать вклад евреев в христианство, не останется христианства", "Библия благословляет евреев" и что быть благодарным евреям - долг истинного христианина. Понятно, идиотов нет, и не имеется в виду, что каждый христианин является лично обязанным каждому еврею. Мы говорим об общей теологической концепции, выглядевшей сначала странно, т.к. она противоречила многовековой европейской практике. Однако с течением времени подобные взгляды, полный отказ от теологии замещения, стали преобладать в Америке. Это мы и называем сейчас христианским сионизмом, пришедшим на смену христианскому антисемитизму.
Существует принципиальное различие между собственно сионизмом, нерелигиозным еврейским движением, более-менее связанным с пониманием географии Земли Израиля на основе древних текстов и христианским сионизмом - порождением религиозной идеологии. Христианские сионисты не собираются заселять Палестину, они считают своим религиозным долгом помогать евреям это делать, поскольку они буквально воспринимают текст из Творения 17:19 о богоизбранности потомков Исаака, и для них создание Государства Израиль имеет смысл прямого исполнения Авраамова завета и многочисленных библейских пророчеств. Их взгляды основаны на буквальном прочтении Библии и следуют традиции, установленной англиканским Плимутским братством (Джон Нелсон Дарби) еще в начале 19 века. Нетрудно заметить, что, если придерживаться такой хронологии, христианский сионизм старше еврейского сионизма Теодора Герцля. Первым политическим союзником Герцля, человеком, который ввел Герцля в круги европейской элиты, был ранний христианский сионист Вильям Хехлер, пришедший к этим взглядам задолго до Герцля (которму он сказал при первой встрече - "Я предсказал ваше появление.")
Разумеется, есть тут элементы, которые, чтоб воспринимать их без улыбки - ну, надо, наверное, быть очень сильным в вере. Хал Линси, например, в своей книге "Покойная Великая Планета Земля" (1970) все объяснил на основании библейских пророчеств, от холодной войны до религий Нью-Эйдж, и образование Израиля у него, конечо, оказалось ключевым элементом мозаики ("Самый важный знак - что евреи возвращаются на землю Израиля после тысяч лет рассеяния. Еврей - это самый важный знак для нашего поколения." Ога.) Впрочем, и Хехлер опубликовал в 1884 году поучительную работу "Восстановление <так и хочется сказать - поголовья, но будем все же политически корректны> евреев в Палестине в соответствии с пророками." Tак что традиция никогда не прерывалась. Причины поддержки Израиля христианскими сионистами не политические, а теологические, и поддерживаемые ими евреи интересуют христианских сионистов не столько сами по себе (настоящий сионизм - это ведь насчет спасения/воссоздания реального еврейского народа), сколько как символ. Так что не столь уж удивительно, что реальные евреи принимают помощь, но смотрят на христианских сионистов несколько с отчуждением. Это как бы...ну вот совсем политически некорректная аналогия подвернулась... ну вот во "Втором пришествии марсиан" марсиане были заинтересованы в благополучии человеческой расы, но исключительно из-за того, что им был нужен человеческий желудочный сок. Eвреи - только в качестве потомков Исаака, средства правильной организации Второго пришествия. А не сами по себе - как программисты, мыслители, писатели, болтуны на русских интернетных форумах...
Христианский сионизм был одним из важных, но малоизвестных факторов, обеспечивших создание Израиля. Евреи не были в то время влиятельны, решения принимали, в большинстве своем, христиане. Артур Бальфур и Гарри Трумен разобрались в предмете с помощью Хаима Вейцмана, Вудро Вильсон - с помощью Луиса Брандейса. Нет, руководители западных государств не были классическими христианскими сионистами, но существуют свидетельства влияния на них этих идей.
Практически, евангелические христиане (протестанты) занимаются активной поддержкой государства Израиль по чисто теологическим причинам (да, да, Армагеддон ждут - но не прямо сейчас все-таки) и потому, что Израиль как государство в настоящее время занимает то же положение, что и евреи как община в старой Европе: все мы знаем, что угроза существованию этого государства и физически существованию его жителей вполне реальна. Обычно думают, что поддержка Соединенными Штатами Израиля - критически важная для самого существования этого государства - в основном дело рук мощного еврейского лобби. Одна из целей нашего рассказа - объяснить, почему это не так. Разумеется, собственно сионистское лобби в Америке сильно и активно, и вполне себе вхоже. Трудно было не заметить, что нынешний президент США, напугавший некоторых тем, что он не только Бaрак, но и Хусейн, был изготовлен из подручного материала, в основном, двумя хорошо известными специалистами. Их зовут Рам Эммануэль и Давид Аксельрод; Аксельрод, руководитель рекламного агентства, четыре года занимался только этим проектом, от Бaрака не отходил. Какова была роль неоконов, связанных, например, c журналом "Commentary", в администрации Буша - тоже не секрет. Однако даже влиятельное и грамотное меньшинство не смогло бы заставить правительство США проводить политику в интересах этого ничтожного меньшинства. Американская система так не работает. Традиционно произраильская политика США объясняется, помимо чисто стратегических интересов, двумя обстоятельствами, более значимыми, чем весь активизм еврейских организаций: стыдом за политику США перед 2 Мировой войной, обернувшуюся плохим расчетом и отдачей европейских евреев на съедение Гитлеру и - вот этим самым христианским сионизмом, безоговорочной поддержкой "дела Израиля" большинством американских христиан. Проповедники Джерри Фолуэлл и Пат Робинсон в США - не маргинальные фигуры, за ними идут миллионы, причем миллионы реднеков, простых работяг; в других странах этот социальный слой часто подпитывает антисемитизм. Так что мы не о мелочах говорим, а иллюстрируем как вроде бы малозаметный политический фактор может сказываться на ходе дел в глобальном масштабе.
Заметим, что сионисты и христианские сионисты в Америке отнюдь не представляют собой какой-то блок. Напротив, движение по переосмыслению христианских ценностей не вызвало в еврейской среде большого интереса. Часто американских евреев критикуют за такое отсутствие ответного движения, за продолжающуюся борьбу с уже не существующей опасностью: современное христианство в Европе и США преодолело свое позорное прошлое, и сейчас реальная опасность идет исключительно от ислама. По нашим наблюдениям, иудеи и христиане в США мирно сосуществуют, не пытаясь преодолеть непреодолимые различия, но находя много точек соприкосновения - иx действительно много, недаром же мы называем нашу цивилизацию иудеохристианской. На традиционные марши в поддержку Израиля в мае синагоги и христианские церкви совместно приводят свой контингент, и внешне наблюдается чисто идиллия и благорастворение воздухов. Конечно, этому не вредит повсеместное осознание ислама как экзистенциального врага, с Аллахом в качестве вонючего Антихриста, в стиле покойного Михаила Генделева ("В Садах Аллаха"). Вслух этого никто, конечно, в политкорректной Америке не говорит, но все все понимают.
Таким образом, современное западное христианство постепенно отказалось от "теологии замещения" и пришло к сбалансированному подходу к иудаизму и отношениям с иудеями - от сосуществования до активной поддержки. Мы видим это и в современном католицизме, и в протестантизме. Стоит сказать, что для некоторых национальных церквей тут и проблемы-то не было, но мы все же говорим о меньшинстве. Удивительный пример успешного сопротивления Холокосту продемонстрировала Дания, и не случайно: датская церковь никогда не практиковала теологии замещения. Епископ лютеранской церкви в Дании во время оккупации официально объявил защиту евреев долгом христианина, и ведь подавляющее большинство спасли. Менее известно, поскольку все стесняются хвалить политических противников, как спасли своих (и чужих) евреев фашистские Испания и Португалия; оcобенно Франко отличился - он даже пытался вытаскивать из Европы потомков Изгнания - это можно было сделать без большого скандала с немцами. Всем известно, как paзличалась политика усташей в Хорватии и политикa итальянских фашистов - те и другие католики - народ спасался только перебираясь на занятые итальянцами территории (мы беседовали с живыми свидетелями, прошедшими через такие приключения в детстве).
Ситуация с восточным христианством сложнее. По факту, в отношении Холокоста разница между Румынией и Болгарией была как между Хорватией и Испанией. На оккупированных немцами территориях, например Украине, местное население проявило себя не очень хорошо; в то же время все воевали с немцами, что реально списывает многие грехи народов в целом. Церковь в СССР во времена 2 Мировой войны вообще была полностью подавлена и дискредитирована; она и до сих пор не имеет достаточного морального авторитета и просто культурного багажа, чтобы заняться интроспекцией и пересматривать какие-то доктрины. И стимула большого нет: всем понятно, что православие само по сeбе имело очень отдаленное отношение к причинам Холокоста. Однако тут есть один опасный момент. Все же подвиги РПЦЗ и румын, пассивность греков, предательство украинцев достаточно хорошо известны. Православные церкви за рубежом, не связанные с этими историческими проблемами, такие как ПЦА (ОСА, Orthodox Church in America), не заморачиваясь, давно отошли от доктрины теологии замещения, которую они, собственно, и не практиковали. В США нет никакого конфликта между православной общиной и синагогой, хотя они и не близки, и православного христианского сионизма не существует. Сложнее с РПЦ Московского патриархата, которая претендует на положение "главной" православной церкви, но не может играть эту роль по причине запаздывания с реформой теологической доктрины. Пока эта проблема даже не осознана. Церкви предстоит найти в себе достаточно интеллектуальных сил и мужества, чтобы пройти путь, необходимый для духовного осовременивания, без которого РПЦ не сможет занять места лидера в ныне разобщенном православии.