«Пенсионеры в трамвае говорят о звёздной войне».
Борис Гребенщиков
«Всё подвергай сомнению».
Декарт
Откровения эсхатологов и пасы экстрасенсов, диспуты о гостях из «других измерений», жонглирование чёрными дырами в искривлённых пространствах, тяготеющий к «глянцу» разнообразный религиозный «новодел», нанотехнологии как национальная идея и «экстрим» - как способ жизни, как попытка обретения её смысла. ХХI век.
Информация…. Слова жужжат вокруг нас. Нас окружают ответы на ещё не вставшие перед нашим сознанием вопросы, и те умирают, так и не родившись. Ответы на всё. Граффити на мозге. И обо всём мы можем рассуждать. Нам льстит сознание этого.
Огромность нашего мира, фантастическая неохватность Вселенной искушают наш разум наделить мироздание столь же безграничным количеством возможных принципов и комбинаций. Сознавая свою мизерность в процессах Космоса, мы исподволь ищем лазейки, которые позволили бы нам обойти предначертанное. Зная, что это невозможно. Противясь логике, мы усложняем мир. Мы рисуем его всё более и более громоздким. Мы склонны допускать всё. Раздолье колдунам.
Противясь логике…. Постигая мир, человек ведёт спор с самим собой – какой соблазн не признавать собственных ошибок. Мы принимаем их за варианты, откладывая про запас, - для «иных пространств и измерений». Мы подменяем понимание терминами. И рассматриваем термины как факты. Мы тонем в цифири. Но, даже пуская пузыри, продолжаем упрямо долдонить о непостижимости объективной Истины, как будто это непреложный, установленный закон Природы. На самом деле – это свидетельство детской болезни науки, история которой, в современном её виде, и насчитывает- то всего ничего – около трёх веков.
А выхваченные из контекста научного процесса и растиражированные средствами масс-медиа (в виде, не имеющем никакого отношения к идеи просвещения) математические модели, поданные, а потому и воспринятые, как существующие в действительности явления реального мира, трансформируют наше сознание. Мир, в котором возможно всё, иллюзорен (до сих пор не сделано ни одного открытия, имеющего характер принципиального «закрытия». Об этом ещё В. Шефнер говорил. Даже физическое бессмертие не снято с обсуждения). Мозг, забитый информацией, но не приученный к её осмыслению, шкалит. Он начинает плодить химеры.
Это хорошо иллюстрирует наше видение себя в Космосе, наши представления о характере возможных контактов с ино – Разумом.
Страх остаётся доминантой (как у троглодитов каких-то, прости – господи). Не замечая того, что беря собственное, ещё глубоко конфликтное мышление, при котором идентификация «свой – чужой» может означать только «друг или враг», мы собственную ненависть, собственные комплексы приписываем тем, кого сами наделили знаниями и технологиями, позволившими им, - этим «чужим», - преодолеть бездны Космоса. Наша фантастика конфликтна. Но она – зеркало нашего уровня сознания, его оценка.
Но конфликтное мышление ущербно, так как оно противоречит логике Природы. И за доказательствами этого не надо лететь к иным мирам. Мы являемся свидетелями того, что уже сегодня серьёзные космические проекты, такие, как например, создание орбитальных станций уже не под силу отдельным государствам, эти программы требуют усилий объединённого Человечества. А если сопоставить трудности строительства МКС с гипотетическими проблемами межзвёздных странствований, то ответ очевиден. Если допустить возможность в будущем прямого «контакта», это будет встреча нас с теми, кто уже давным-давно преодолели то, что нам преодолеть ещё только предстоит, чем так грешат наши фантасты – страх дикого кроманьонца за собственную благоустроенную пещеру перед угрозой набега неандертальцев. Или вообще наоборот.
Ко всему прочему, (вот они – бальзам на сердце и соль на раны, - для кого как) есть серьёзные основания полагать, что возможность такого прямого контакта – это возможность исключительно гипотетическая, годящаяся только для философствования, а то и просто – для пустых разговоров «о чудесном». В связи с предстоящей разгадкой человеком «детского секрета» Природы – механизма гравитации (буквально: как, посредством чего тела «притягивают» друг друга? Ведь если есть явление – должен быть и механизм осуществления данного явления.) станет однозначно понятным невозможность осуществления пилотируемых, по крайней мере, межзвёздных экспедиций. Ни нами, ни кем-либо иным. Дело – и в расстояниях, и в материальной структуре гравитационного поля. Движение с малыми скоростями бесперспективно, ибо полёт будет растянут на века, как минимум. А движение с большими (околосветовыми) скоростями в среде, обладающей пусть малой, но всё-таки плотностью, подобно движению в струе пескоструя, губительно не только для биологического организма, но и для материалов корабля (к слову сказать, бессмысленно рассуждать о «парадоксе близнецов», это – один из многих «бумажных парадоксов», им – грош цена). Поэтому, если когда-либо контакт и состоится, то он будет опосредованным или через артефакты, или автоматические космические аппараты, или радиосигналы. И никакой угрозы. Принципиально.
Артефакты, известные нам, и повествующие о встрече землян с пришельцами (или так нами трактуемые), если они действительно – «о том», дают повод предполагать, что это были гости из ближнего космоса. Венера – вот где следует «покопаться». По крайней мере, это более перспективно, чем поиски примитивной жизни на Марсе. Скорее всего, Венера переживает сейчас то, что в далёком будущем уготовано нашей планете. Возможно, что «гости» прошлого – это эмигранты поневоле с этого небесного соседа.
Нам много чего предстоит. И узнать, и переосмыслить. Но боязнь – это не осмотрительность, не признак мудрости. Она – признак незрелости. От неё же – и конфликты. И с соседями по лестничной площадке и с соседями по планете. А ощущение соседства по Космосу предполагает зрелость.
У познания тихая мелодия. Её ноты – не готовые ответы, а прямые вопросы. Подобно нити Ариадны ведёт она по гулким лабиринтам заблуждений.
Пространственно-временные порталы, контактёры, мессии, духовная попса…. Своеобразное зеркало современной научной картины мира.
Всего лишь ХХI век. Самое время для крепкого утреннего кофе.