Эта работа посвящена проблемам воспитания и обучения детей младшего, среднего и старшего возраста. Она основана на переосмыслении драгоценного опыта таких видных представителей педагогической науки как Коменский, Песталоцци, Гербарт, Дьюи и др. В отечественной педагогике мы будем опираться на традиции Макаренко.
Наше внимание в данной работе полностью отдано гуманитарным дисциплинам, потому как воспитывать ребёнка необходимо в тесной связи с прекрасным и потому, что технические дисциплины просто-напросто ничему не учат.
В данной работе мы постарались тезисно осветить ряд современных методов по работе с ребёнком. Так как личность ребёнка, по нашему убеждению, в большей степени зависит от учителя и воспитателя, то его роли в воспитательном процессе мы и отводим главное место. Личность ребёнка мы будем расценивать как ничего не значащую, пустую оболочку, при умелой работе с которой можно добиться необходимых результатов. Таким образом наша работа справедливо начинается со знакомства с личностью педагога.
Педагог современного типа должен быть духовно близок детям, понимать их и использовать в своих интересах, то есть приручить. Один из методов воздействия на ребёнка – угнетение. Ребёнок должен чувствовать абсолютную порабощающую власть, быть запуганным, готовым к тяжким телесным наказаниям за невыполнение любых приказов. Этот метод условно называемый «методом Бога» позволяет развиться необходимым комплексам, что приводит к должной гармонии между учеником и учителем.
Таким образом, ребёнок готов пожертвовать жизнью ради наставника, воровать из дома деньги и приносить педагогу, готов убить бабушку за квартиру и прописать там своего любимого учителя и т. д.
Как же реализовать это на уроках? Возьмём к примеру урок русского языка. 20 минут урока должны быть обязательно посвящены коллективному поклонению и восхвалению словесника и принесению показательной жертвы, избранной жеребьёвкой. Следующие 20 минут урока ученики записывают в тетради фразу «Учитель – Бог» и разбирают это предложение по составу. Оставшиеся пять минут должны быть употреблены на стрельбу по живым мишеням, избираемым жеребьёвкой. Таким образом, помимо страха перед учителем, в ребёнке возникнет непреодолимое желание убивать, что подготовит его к нормальному существованию в современном обществе.
Урок литературы с применением этого метода таков: первые 20 минут в принципе совпадают с началом урока русского языка, оставшееся время учитель зачитывает лучшие абзацы из Ирвина Улша, Владимира Сорокина, Ивана Баркова, что помогает развить безупречный вкус, любовь к родному языку, культуру речи. Дабы на первых порах не спугнуть ребёнка неожиданными конструкциями, учитель должен незнакомые слова выписать на доску и разобрать их с точки зрения современной морфологии. Эти слова больше не будут восприниматься как бранные, активно войдут в лексикон детей и будут ими усложняться по мере необходимости – таким образом на лицо процесс развития речи.
На уроках МХК «метод Бога» предлагается реализовать следующим образом. Для обозрения нужно предлагать иллюстрации к романам Леопольда Захер-Мазоха и Маркиза Де Сада. Детям в качестве самостоятельной работы необходимо дать самим возможность зарисовать полюбившиеся сцены из романов вышеупомянутых авторов. Момент игры-соревнования на уроке будет стимулировать познавательную активность ребёнка, а предложенный материал разовьёт фантазию и окончательно разрушит психику.
Следующий метод в отечественной педагогике получил название «Зомбирование». Этот метод рекомендуется применять, когда ученика необходимо из человека превратить в амёбу, чьи поступки будут обусловлены исключительно волей педагога, то есть учитель становится хозяином учеников. В отличие от «метода Бога», где упор делался на жестокость по отношению к детям, метод «Зомбирования» исключает пытки, физические увечья, массовые побои и, что самое главное, коллективные жертвоприношения (чем выгодно отличается от «метода Бога»).
Этому метод «Зомбирования» противопоставляет нарочитую псевдоласковость, понимание, любовь. Таким образом дети считают себя обязанными учителю, что приводит к эффекту, получившему в отечественной педагогике название «эффекта комнатной собачки». Для укрепления этого ощущения в детских душах на первичном этапе применения метода «Зомбирования» детей рекомендуется кормить из миски и заставлять испражняться на улице. Чтобы дети могли убедиться в безграничной любви и щедрости своего наставника, учителю рекомендуется использовать очень дорогие кожаные ошейники.
Обязательно у учителя должны быть 1-2 любимчика, дабы прочие стремились обрести этот же статус, таким образом учитель может требовать от своих учеников практически всё – и это, подчеркнём, достигается без элементов физического насилия.
Единственная сложность – метод «Зомбирования» трудно применить на уроках, поэтому лучше выделить время под классный час и внеклассную работу с детьми, которая будет осуществляться семь дней в неделю. Эти занятия можно заполнять примерно следующим. Первые два часа учитель объясняет детям, какой он хороший и как много для них делает. Затем час детям надлежит унижать друг друга, после чего самый униженный возводится в ранг любимчика, последующие 20 минут заполняет посвящение вновь прибывших.
Метод «Зомбирования» допустимо применять и при общении с родителями детей.
Следующий метод, который стоит выделить – метод «Неведения». Несмотря на то, что в отечественной практике он применяется не столь активно, как хотелось бы, без него педагогическое полотно будет не полным. Этот метод основан на лишение ребёнка каких бы то ни было знаний, поэтому метод «Неведения» необходимо применять, начиная с дошкольного образования. Группы детских садов должны представлять собой ничем не заполненные серые пространства, а воспитатель по возможности должен быть глухонемым. Но метод «Неведения» не исключает на определённом этапе развития личности подачи необходимой учителю информации. Учитель сам определяет, что необходимо знать тому или иному ребёнку. Здесь мы наблюдаем индивидуальный подход к развитию и обучению подрастающего поколения.
Приведём пример.
Учитель может научить ребёнка пить водку, ненавидеть родителей, жечь книги и проч. Но, учитывая, что в глазах ребёнка учитель – авторитет и то, что эти знания первичны и единственные, они воспринимаются как абсолютная истина и единственная верная ролевая модель, соответствующая этическим нормам, принятым в обществе.
Таким образом, учитель руководит ребёнком не подавляя его, что положительно отличает этот метод от предыдущих, но делает его не менее эффективным.
Дошкольное образование сообщает ребёнку азы: все люди – враги, в мире нет честных людей, если ты будешь слабым, тебя убьют, агрессия – залог благополучия и т. д. С этими знаниями ребёнок идёт в начальную школу, где под чутким руководством специалиста эти знания развиваются и углубляются. Сообщать новые знания в начальной школе не рекомендуется, лишь в старших классах учитель, по желанию, может дополнить картину видения мира воспитанника.
Этот метод позволяет нам воспитать доблестных защитников на случай войны, пищу на случай голода, плоть на случай похоти и др. И это не будет восприниматься учениками, как нечто не соответствующее моральным и этическим нормам.
Есть и более кардинальные методы воспитания. Одним из таких методов, который получил своё развитие благодаря нашим западным коллегам, является метод «Растления». Цели этого метода следующие: воспитать себе развлечение на случай скуки. Начинать обучение по этому методу необходимо в старших классах, поскольку потребности ученика и задачи учителя практически совпадают. Использовать этот метод на занятиях для опытного педагога не составит труда. На уроках по Мировой культуре стоит особое внимание уделить просмотру картин на тему «Вакханалия». Рекомендуются работы таких мастеров как Рубенс, Тициан, Фюсли (цикл рисунков «Симплегмы»), позднейшее искусство фотографии и достижения кинематографа (журналы Playboy, кинокомпания Private). Обязательное условие для проведения подобных занятий – принцип наглядности и разнообразие материала. Это позволит расширить кругозор учащихся и определится им в своих пристрастиях.
Особую ответственность учитель должен чувствовать на уроках литературы. Здесь нельзя упускать из виду ни одного значимого произведения. Так как количество уроков по литературе в старших классах уменьшается – уменьшается возможность изучать произведения целиком, поэтому педагог должен тщательно подойти к выбору эпизодов для анализа. Если класс творческий, то по одному из произведений допустимо поставить спектакль.
Примерный список литературы должен быть таким: литература античной Греции (куски из Гомера, Платон), Античный Рим (Апулей, Петроний), обязательно знакомство с ветхозаветными текстами (Содом и Гморра, Сказание о Блудном сыне). Далее, чтобы не терять время следует сделать небольшой скачёк через Средневековье и Возрождение и покопаться в черновиках Дж. Свифта. Изучение русской литературы по данному курсу стоит ограничить черновиками Пушкина, поэзией Баркова, а затем текстами Сорокина.
Примерное тематическое планирование на год по литературе может быть таким:
1 четверть – Платон, Апулей, Петроний
2 четверть – Повторение пройденного, Свифт.
3 четверть – Пушкин, Барков.
4 четверть – Сорокин, итоговая контрольная.
Особое внимание педагог обязан уделить практическим занятиям. По сути дела допустимо даже полностью исключить лекционный курс. Некрасивых учеников благоразумнее отчислять из школы после девятого класса.
Привлечение наглядного материала может ограничиваться собственным примером. По особой договорённости с классом рекомендуется не ставить в известность о подобных занятиях администрацию школы, прессу, правоохранительные органы.
Преимущества такого метода обучения в том, что, во-первых, имеет место обилие материала, а стало быть, свобода выбора, а, во-вторых, ученики с удовольствием посещают занятия и количество прогулов, часто наблюдаемых в этот период обучения, заметно сокращается. Происходит абсолютное сближение учеников и учителя, что редко достижимо при стандартной педагогической системе. И наконец, метод «Растления» позволяет получить профессию уже сразу после школы.
Завершая наш разговор, мы не можем не упомянуть о методе «Газовой комнаты», который получил широкое распространение ещё в 40х годах ХХ столетия. Этот метод признан самым радикальным и в то же время самым гуманным методом в педагогике. Гуманность метода проявляется в том, что детям слабым физически, морально и умственно дают возможность не влачить жалкое существование, а дети сильные, умные и талантливые лишаются возможности угнетать слабых.
Метод восходит корнями к спартанскому обществу, когда слабых сбрасывали со скалы, а сильных убивали на войне. Теперь же, когда отбушевали грома сражений, потребность в пушечном мясе отпала, однако привычка убивать сохранилась.
Применяется метод без объяснения причин. Свою философию этот метод черпал из философии абсурда, которая была близка таким знаменитым мыслителям, как Кафка, Камю, Дерида.
Зачастую метод «Газовой комнаты» применяется как дополнение к другим методам обучения.
Можно использовать его лишь наполовину с целью запугать учеников, чтобы полностью завладеть их волей.
Использовать этот метод возможно только на внеклассных мероприятиях.
Подводя итог нашей работе, следует сказать следующее. Помимо метода «Газовой комнаты», который может служить дополнением к другим методам, прочие формы работы с учениками недопустимо смешивать и использовать вместе. Нужно чётко определить схему, по которой будет происходить обучение. Школа должна тесно контактировать с Детским садом, чтобы иметь представление о том, какой метод воспитания и обучения был положен в основу развития подрастающего поколения. Упомянуты методы (за исключением метода «Газовой комнаты») нельзя использовать не в полную мощь – это может привести к необходимости использования в полную мощь метода «Газовой комнаты».