Этот штат Венесуэлы всегда манил меня своей загадочностью.
Огромная территория и отсутствие дорог, как я предпологал, должны быть хорошей комбинацией для богатого животного мира и нетронутых цивилизацией индейских поселений.
Мой московский друг Виталий Сундаков, опять же, просил передать привет известным ему яномами, - индейцам, по сей день не признающих бумажных денег и живущих в дебрях лесов.
Также, многие туристы спрашивали меня, верно ли, что там живут людоеды, за муку платят золотым песком и вывозят сырые алмазы в желудке.
Ответы на все эти вопросы я решил получить с помощью пары туристов, согласившихся платить за аренду новой Тойоты, и нанявших меня и моего друга Алексея, в качестве проводников.
Переаправа через Ориноко на пароме не заняла много времени и покинув кишащий крокодилами штат Апуре мы вьехали в Амазонию.
Ландшафт правого берега Ориноко сильно отличается от равнин –Лос Йанос. Кругом были нежно зелёные холмы и разбросанные по лугам огромные чёрные валуны. Во всём чуствовалась какая-то геологическая древность и первобытная недружелюбность.
В столицу Штата- Пуэрто Аякучо мы вьехали по хорошей дороге. Бегло осмотрели культовый монумент – голого индейца плюющего из длинной трубки в небо. Полицейские и пограничный посты были украшены сваренными из разных железок фигурами, которые целились и замахивались на вьезжающие в город машины. Губернатор штата – аутентичный индеец по имени Либорибо, не поскупился на наглядную агитацию. Все дороги и стены домов были украшены забавными лозунгами типа : «С Чавесом и Либорибо построим индейский социализм », по главной улице мы выехали на набережную Ориноко. На противоположном берегу была Колумбия и переправа интуристов осуществлялась на маленькой моторной лодке.
Мы беспечно гуляли возле пограничной будки любуясь природой, пока пограничники не решили проверить наши документы.Паспорта туристов никого не заинтересовали , а наши венесуэльские паспорта были тут же арестованы по подозрению в подделке. С паспортами арестовали и нас, что особенно впечатлило туристов. Пока мы разбирались и убеждали пограничников-индейцев, что белых в тюрьме держать нельзя, стемнело, а наше дело обросло бумагами. На прощанье с нас взяли отпечатки пальцев и обещание не уезжать, не посетив следователя прокуратуры.
Настроение было несколько подпорчено, да и документов, для дальнейшего путешествия, как то не хватало.
Наутро, прямо из отеля мы направились вдоль колумбийской граници по единственной в этих краях асфальтовой дороге.
Вдоль дороги встречалось множество крупных валунов, заслуженно называемых природными монументами,
указателей о наличии поселений индейцев разных племён и призывов к индейцам, от налоговой службы,сказать «нет» контрабанде. Наглядная агитация о индейском социализме становилась всё гуще как и лес по краям дороги.
По указателю к петроглифам мы свернули на грунтовую дорогу и вскоре вьехали в деревню племени Пиароа. Нас охотно встретили все жители деревни, по обыкновению, ничем не занятые.
Привыкшие к сбору пожертований за стихийные экскурсии, они повели нас по деревне показывая все достопримечательности.
Скотный двор, где они пытались развести симпатичных зверей - агути, хижину где бродила брага из юки и прочие постройки. В районе новостроек мы побродили по незаселённым ещё квартирам, осматривая незамысловатую, но очень практичную архитектуру.
В деревенской реке купаться не стали, лишь ограничились осмотром причала и прибрежной фауны.
Разузнав об окрестностях , мы отвалили «гидам» эквивалент двух долларов в местной валюте и поехали смотреть петроглифы.
Петроглифы изрядно потрепало время, но было видно, что обьём работ был проделан очень большой.Символические змеи и сколопендры, а с ними и прочая нечисть были выбиты в стародавние времена, на отвесных, скалах индейскими «богомазами». Рисунки местами достигали циклопических размеров, наверное это были творческие, и трудолюбивые люди, сьеденные впоследствии, строящими социализм яномами.
Рассуждая об искусстве мы вдруг встретили белого человека , который уверенно шёл по лесу с парой индейцев. Он оказался кубинским тренером по футболу, откомандированным по правительственной программе обучать футболу индейцев. Неудивительно, времени свободного у индейцев много, могут и в футбол играть, тем более что все индейцы с малолетства одеты в синтетическую футбольную форму - подарок правительства.
Индейцы рассказали , что из посёлка Лос Чуруатос , можно увидеть священную гору Аутану и поскольку это было совсем рядом мы незамедлительно свернули туда.Дорога привела нас к тому месту где когда то был мост.
Мост смыло рекой лет десять тому назад, но это особо никого не беспокоило. Несколько индецев сидело вокруг кучи песка и лопаты и мы поняли , что это строители.По испански они говорили не очень , но охотно согласились проводить нас до места откуда видно гору Аутану. Как только мы пошли с ними, разговор непроизвольно перешёл на Йопи.Огромное дерево, прямо возле деревни, оказалось Анаденантерой перегриной , семена , кора и листва которого буквально пропитаны сильнейшими психоделиками.Самый бойкий экскурсовод сказал, что всё есть и готовый порошок и семена и кора и трубки, чтоб занюхать.Однако, туристы не проявили ни малейшего интереса и мы отложили мероприятие до лучших времён.
Аутану увидеть толком не удалось из за низкой облачности и мы продолжили осмотр достопримичательностей.
Тобоган де ла Сельва очень красивое место.Горная река с кристально чистой водой. На ровном участке этой реки устроен аквпапарк, смотрится убого, но о вкусах не спорят. Все берега сильно загажены, как и любое место часто посещаемое местными жителями.Чуть отойдя в лес мы сразу наткнулись на ядовитую лягушку для намазки стрел – Dendrobates leucomelas.
Все опрошенные индейцы Пиароа , нас убеждали, что Яномами в этих лесах не водятся и надо плыть не меньше трёх дней по Ориноко, чтоб встретить хоть какое нибудь их поселение.
Для проверки этих сведений мы доехали до Самариапо – небольшая пристань на Ориноко где кончается асфальтовая дорога штата Амазонас.
На небольшой рейсовой моторке мы добрались до острова Ратон (Мышь) и убедились что это настоящая дыра. Кое как мы разыскали нужного человека, метиса индейца , папа которого был итальянец.
С ним было нетрудно договорится о аренде небольшой лодки и прогулке по Ориноко.Однако проплыв полдня мы встретили лишь одну деревню племени Хиви и они подтвердили что до Яномами три дня пути.
В реке были пресноводные дельфины , попадались речные черепахи и по берегам было много птиц.Решив что этого вполне достаточно и к Яномами мы доберёмся в доругой раз мы повернули обратно.
Так мы и вернулись в столицу – Пуэрто Аякучо, освежились в горных речках, переночевали в единственном приличном отеле «Амазонас»,
и на следующий день, заехав на обратном пути на столичный рынок индейских поделок,
выбрались из Амозонии и поехали по грунтовым дорогам правого берега Ориноко в сторону Рораймы.