-Рааааяяя! Рай, сюда смотри, - голос нашей соседки, тети Сары, разбудил весь двор.
Мама, пытаясь локтем открыть окно, чтобы не измазать запачканными тестом руками оконную раму, тихо, но зло ворчала на старшего брата, - Сто раз просила петли починить.
- Ай, Сара. Что хотела?
- Рая джан, пустишь Сулика с моим Борюсиком сегодня в город?
- Это с какой такой радости? Что за шахсей-вахсей*?
- Ээээ, этот ишак оглы*, такой же упрямый, как и его отец. Им на выпускной вечер велели в новых костюмах придти. Шить он не хочет, что б он сдох, все нервы нам с отцом съел. Говорит, что все шьют одно и то же. Мы с отцом плюнули. Дадим денег, и пусть сам себе купит то, что хочет. Мне Бенсиончик звонил, сказал, что на Кубинке можно отличный югославский костюм купить.
- А где на Кубинке? Сара, мне тоже костюм нужен, - дядя Ариф, пытаясь докричаться до соседки, открыл обе створки окна.
- Ариф, где продают - я знаю. А тебе только скажи, так ты же все и скупишь. Потом нам же и перепродашь. Отдыхай дорогой, отдыхай.
- Ала, - Ариф начинал заводиться, - когда я тебе сверх цены продавал? Зачем так сказала? У мне что, бензин бесплатный? Там дай, тут дай. Расход-масход да.
- Ариф, отстань. Рая, ну так я жду твоего? - и, не дожидаясь ответа, соседка закрыла окно.
***
- Сулик, проснись. Балам*, вставай.
- Мам, ну дай поспать. Суббота ведь. Ну, еще полчасика.
- На том свете все выспимся. Алла элямисин*. Иди к Дацковским. Боря на Кубинку поедет. Костюм покупать. Деньги большие, мало ли что. Иди, не выкобенивайся.
Вдвоем, все одно, не так опасно.
**
- А вот скажи мне, пожалуйста, Борис, почему вы с мамой не захотели просто заказать костюм у дяди Армена? Зачем тебе идти его покупать - это ведь дорого и не юзь фаиз* ни разу? - я попытался влить в свои интонации весь мёд, который был способен источить в эту минуту. Меня действительно интересовал этот вопрос: с какого бы, скажите мне, хрена, моему соседу и его матери потребовалось непременно п о к у п а т ь, и непременно готовый уже костюм?
Причина "шить он не хочет" вовсе не казалась мне веской. Я видел в этом какой-то прямо нездоровый социальный вызов всем правилам и традициям, давным-давно сложившимся в нашем старом бакинском дворике, да и в городе вообще.
______
ишак оглы -сын ишака
балам -сынок
Алла эмесин -не дай бог
Юзь фаиз -сто процентов
шахсей-вахсей –шиитский религ.праздник
джихут -еврей
Что-то во мне протестовало против того, чтобы тащиться сейчас на центральную торговую площадь в огромный универмаг, с целью отовариться там из-под прилавка "настоящим югославским костюмом". Ну, не входили покупки костюмов в мое, сложившееся уже, мировоззрение, хоть ты тресни!
Тем не менее, я собирался составить компанию моему соседу, тем более, об этом настойчиво попросила тетя Сара. Но перед этим я, как положено вдумчивому Бакинскому татарину, собрался выяснить все побудительные мотивы такого поразительного поступка моих соседей. Тут, явно, была какая-то тайна, а раз она была, я должен был ее узнать.
Ведь весь Баку живет именно этим - все знают всё обо всех своих знакомых, а если и не знают, то догадываются, ну, на худой конец, пытаются выяснить. В этом - дыхание города. А я дышал со своим городом одним воздухом. Плюс, я считал себя не по годам умным татарином, и где уж каким-то евреям провести меня?!
В Баку одежду всегда ш и л и. И конечно, лучшими портными всегда считались армяне.
Никому, естественно, не приходило в голову перед свадьбой ли, похоронами ли, или любым другим эпохальным событием тащиться в магазин готового платья, дабы приобрести пиджак и брюки, даже если к ним полагалась еще и жилетка. Да и что за костюмы были в Бакинских магазинах в те времена? Это горе какое-то, а не торжественный наряд!
Видимо, Госплан каким-то образом дознался о сложившихся в Баку традициях индпошива. И в свои планы на поставку верхней мужской одежды столицу Азербайджанской ССР включал "по остаточному принципу".
Конечно же, почти каждый Бакинский двор считал признаком хорошего тона иметь своего портного, как правило, армянина, который обшивал всю округу. Естественно, такой мастер жил и в нашем дворе, и, сколько я себя помню, обслуживал ниткой с иглой всех соседей и знакомых соседей. И даже знакомых у знакомых, что окончательно всех убеждало в его высоком классе, ибо портных-армян в Баку было, как собак нерезаных, и соперничество между ним шло не на шутку. И, раз уж к дяде Армену приходят клиенты даже с соседних улиц - к чему же парню, которого он одевал с рождения, идти покупать костюм в магазин? Это настораживало и внушало подозрения.
И вот, придав своему голосу проникновенность и вкрадчивость, и подпустив туда ноту строгости, я допрашивал бедного соседа. Поскольку объяснить мне никто ничего не соизволил, просто попросили "сходить - приглядеть за мальчиком". Еще бы - я был на целый год старше и килограмм на пятнадцать тяжелее соседа, проигравшего все детство не во дворе, а на скрипке-половинке.
- Скажи мне правду, Борис, - почти трагически призвал я.
Борюсик потел. Ему явно не нравилось, что я именую его полным именем, а не привычно, по-дворовому - Туплей (такова уж была приклеевшаяся к нему давным-давно "погремуха", на наш взгляд, она характеризовала его довольно точно, ну, по нашим пацанячьим понятиям, конечно - в школе-то он из отличников не вылезал). Чувствовал, видно, в этом какой-то подвох.
Я буквально читал в его больших, навыкате, еврейских глазах мучительное желание скрыть какую-то стыдную и неприятную ему историю. Но не таков был я, упорный и настойчивый бакинский татарин, чтобы от меня можно было скрыть нечто, если я очень хочу это узнать!
В результате получасового допроса, мне удалось выяснить причину вчерашних криков во дворе, прервавших мой молодой и здоровый сон. Ах, какая девушка мне снилась в эти минуты, чистая гурия - а не девушка! И, надо же, в самый решающий момент, меня вырвал из сновидения женский диалог, плавно переходящий по своей громкости в визг пожарной сирены.
Оказывается, тетя Сара именно вчера поссорилась с тетей Ануш. А тетя Ануш как раз и являлась женой старого портного - Армена. О причине их ссоры истории ничего неизвестно, а вот следствием таковой, как раз, и является необходимость покупки костюма в универмаге.
Ведь тетя Сара поклялась "никогда больше" ничего не заказывать у "этой семейки". В результате тщательных поисков был найден номер телефона соплеменника, работающего продавцом в магазине. Борис Моисеич, "золотой человек", и должен был отпустить из-под прилавка "настоящий югославский костюм" за сумасшедшую цену в 78 рублей 00 копеек. Самой тете Саре, после вчерашнего конфликта, "было плохо", а тут как раз еще других денег, кроме сотенной купюры, у нее не нашлось. А отпускать с такими деньгами мальчика одного было, конечно, немыслимо.
Вот почему я, в качестве телохранителя-ревизора, был отправлен вместе с Туплей на Кубинку. В дорогу мы смогли тронуться лишь ближе к полудню, ведь от нагрузки "по хозяйству" мама меня освобождать не собиралась. Да и допрос Тупли занял время - дело-то не быстрое.
Ленивое и жгучее азербайджанское солнце неспешно ворочалось в небе над моим городом, стараясь добраться до наиболее комфортного для себя места - зенита.
Чтобы в очередной раз попытаться испепелить все живое, и, желательно, неживое тоже. Воздух над мостовыми старого города ощутимо дрожал раскаленным маревом. Солнце топило в жаре все вокруг.
За долгие-долгие годы этот жар выжег пламенеющее тавро на самом городе, на менталитете его жителей, да и на всем их жизненном укладе.
В сорокоградусный зной все пожилые коренные горожане, надев легкие рубашки-безрукавки и нацепив на ноги сандалии, старались с самого утра занять тенистый уголок какой-нибудь чайханы, чтобы там переждать пекло. Молодежь собиралась в пивных и за кружкой холодного, как правило, сильно разбавленного пива, обсуждала новости своего города.
И только приехавшие из самых глухих районов колхозники, были одеты в трико, олимпийки на молнии (которые, невзирая на жару, застегивались обязательно до
горла), на ногах - туфли на огромных каблуках. А на головах - шляпы. Да - да. Не знаменитые кавказские кепки-аэродромы, а огромные фетровые шляпы. Апофеоз
этого сюра у каждого - пиджак. Из нагрудного кармана, которого, ОБЯЗАТЕЛЬНО торчала пачка "Космоса".
**
...Я - очень разумный татарин, к тому же, родившийся и выросший в Баку. Поэтому, конечно же, я легко могу объяснить тот факт, что ровно через полчаса после достижения нами Кубинки, мы с Туплей, которого я именовал уже по-взрослому - Борисом или Борей, оказались в пивной.
Объяснение простое - в этот день так сложились звезды. Или какой-нибудь озорной демон из окружения Исраила "дернул" директора универмага повесить на двери табличку "Переучет до 15.00". В любом случае, мы с Туплей уткнувшись, так сказать, носом в запертые двери, встали перед необходимостью решать, что же нам делать оставшиеся полтора часа до обретения вожделенного костюма.
**
- Боря, - сказал я, - уезжать отсюда не имеет смысла, ведь, верно? Проделать такую дорогу
по такому солнцу и остаться ни с чем было бы глупо, верно?
- Да, Сулик, но что же мы будем делать все это время? - Тупля, поставленный перед необходимостью что-то решать (кроме задачек по физике), выглядел бледно.
Ведь, очень жарко, не слоняться же туда-сюда по Кубинке, - видимо, он боялся, кроме всего прочего, что кто-то, каким-то чудесным образом, выкрадет у нас
купюру, которую он до этого ни разу в жизни не держал в руках.
- Борис, ты же взрослый уже человек?
Тупле не понравился этот вопрос. Видно было, что он себе его никогда не ставил. Да и немудрено - с такой-то мамой, которая с самого туплиного рождения точно знала, что ее Борюсик должен делать в каждую минуту его жизни.
- Да, Борис, ты уже взрослый человек. Завтра ты пойдешь на выпускной вечер, а это значит одно - что детство кончилось. А вот это, в свою очередь, значит, что не будет ничего страшного, если мы с тобой сейчас зайдем во-о-он в ту пивную и выпьем по кружечке, верно? В любой чайхане сейчас все равно все занято.
Тупля замер. Видно было, что подобное предложение буквально ошеломило его своей свежестью и новизной. Еще бы - никто и никогда не предлагал ему вот так, по взрослому, зайти и выпить кружечку пивка.
Более того, буквально до сегодняшнего дня, вероятность поступления такого предложения была для него исчезающе мала - никто и никогда не считал Борю взрослым, а, значит, подбивать его на что-либо подобное было смешно. Но я недаром был хитрым бакинским татарином, справедливо считающим, что полуторачасовой переход под палящим солнцем нуждается в вознаграждении. Тем более, сдача с костюма, все равно, должна была остаться... Упускать момент было не в моих правилах. И, постоянно меняя манеру беседы, я продолжил приводить аргументы в пользу своего наиразумнейшего решения.
- Боря, костюм - это, конечно, очень хорошо. Но мы- то с тобой - татарин и еврей - знаем, что если покупку не обмыть по старой русской традиции, то и радости она не принесет. И не смотри на меня так. Можно и заранее обмыть. Да точно - можно! - и я сделал нарочито глубокий глоток якобы пересохшим горлом.
В это момент в душе Бори происходила война миров. Куда там Уэллсу со своими фантастическими рассказами. Еврейская мораль против холодного пива в жаркий день.
Армагеддон. Пиво победило.
- Сулик, только по кружечке, по одной, - сделав ударение на "по одной", Боря решительно направился в "Пиво-Воды"
Не, ну без вопросов, - и ловко выхватив сотенную купюру из рук друга, я уже кричал стоявшей на разливе тете Зивяре.
-Зивяра-хала, четыре раза и горох соленый.
Обалдевший от такой наглости Борька, не успел ничего сказать и лишь как загипнотизированный удавом кролик, затаив дыхание, принимал из моих рук полные пенные кружки и отталкивал от столика желающих занять свободные места.
- Да ладно те, Борь. Не кисни. Один бокал ни тудом, ни сюдом. А мы уже сэкономили на такси, да и обратно сэкономим. Тетя Сара ведь что велела? Туда и Обратно - на такси. Так мы и на своих двоих нормально справимся.
**
... Я - практически неверующий бакинский татарин. Но, когда случаются такие совпадения, поневоле поверишь во что угодно. Мы допивали каждый по четвертой кружке, а мой друг, Боря, был уже настолько "хорошим", что дальше ему, пожалуй, и не надо, так вот, в этот самый момент нас каким-то чудом разглядел и окликнул замечательный человек и "рубаха-парень" - Вадька Апресов.
Он только что оттолкнулся от стойки с одинокой кружкой в руке, и сейчас высматривал, куда бы ему притулиться. И тут он увидел нас. Широкая улыбка озарила его хитрую армянскую рожу. Не то, чтобы мы дружили, а Борю, он вообще видел второй или третий раз в жизни. Но сейчас, узрев перед нами батарею пустых кружек, он явно готов был стать нам лучшим другом немедленно. Ибо сам, судя по всему, купил себе пиво на последнюю мелочь.
А что это такое одна кружка в жаркий бакинский день? Безобразие, а не выпивка.
Да, озорной демон из окружения Исраила в этот день решил покуражиться всерьез. Ведь эта встреча, имеющая далеко идущие последствия, случилась ровно за пять минут до трёх часов. Даю вам честное слово, мы с Борей совсем уже было собирались закончить возлияния и двинуться за костюмом. А тут такое!
______
ишак оглы -сын ишака
балам -сынок
Алла эмесин -не дай бог
Юзь фаиз -сто процентов
шахсей-вахсей –шиитский религ.праздник
джихут -еврей