- Это что за труп валяется в моем кабинете? Кто-нибудь его уберёт?
- Его некому убрать, шеф. Это труп уборщицы…
Несмотря на то, что в современном мире всё ещё существуют различные традиции проводов усопших на тот свет, тем не менее, мир уверенно движется к единообразию и в этой «веселой» области. (Антиглобалисты, ау!) Но тем интересней будет взглянуть, с чего все начиналось и как же трансформировался этот обряд….
Итак, на низших ступенях развития культуры наблюдается довольно безразличное отношение к покойнику. В частности труп легко мог быть употреблен в пищу. Однако человек не гиена и не гриф, а посему, особенно при отсутствии холодильника предпочитает все-таки свежее мясо. Вот почему если в племени кто-нибудь заболевал, зачастую родственники не дожидались его кончины и прибегали к эвтаназии. Выгода от этого была двойная - умирающий избегал предсмертных мук, а близкие ему люди на некоторое время решали продовольственную программу. Наверняка поедая своего родственника, они с благодарностью (а как же ещё?) вспоминали о нем. Однако далеко не все желали пожирать своих родственников (видимо из уважения к ним), и вместо этого они выменивали их на других покойников, которых затем и съедали. Хочется верить, что тоже с благодарностью.
Но иногда в случае крайнего голода, когда уже не было времени ждать, пока кто-нибудь там заболеет, в пищу шли старики. Например, всего каких-нибудь 100 лет назад на Огненной Земле при отсутствии другой пищи туземцы поедали сначала всех старух, и только потом собак. В логике им не откажешь – ведь собаки помогали туземцам ловить моржей. А на что годятся старухи?
Были и такие, которые выкидывали умерших на съедение диким животным. Кстати, масаи или как их ещё иногда называют цыгане Африки, поступали ещё так до недавнего времени. Но хищников становится всё меньше, а масаев больше, всех никак не съесть! Да и худые уж больно они, эти масаи, не аппетитные...
Любителям подкармливать пернатых в зимнем лесу, несомненно, будет интересно узнать, что первые кормушки для птиц придумали персы-огнепоклонники. Именно они сооружали открытые башенки, в которые и помещали мертвецов на растерзание ястребам. А вот кое-где в Индии и по сей день, видимо больше заботятся о рыбах, и посему выбрасывают покойников в реку.
Однако с появлением элементов религии отношения между ещё живущими и уже умершими несколько усложняются. Например, некоторые кочующие племена нередко оставляли свой дом, а если умерший был лицом значительным, то и всё селение в распоряжении мертвеца. Боязнь возврата его в виде призрака побуждала некоторых задабривать усопшего: отдавать ему имущество, приносить пищу. В желании угодить нередко умерщвлялись жена, слуги покойного, дабы они пригодились ему на том свете.
С другой стороны прилагались все усилия, чтобы осложнить возврат покойника: их зачастую пеленали, связывали, а на место погребения клали тяжёлые камни.
Интересны также попытки, обмануть мертвеца. Чтобы помешать ему разобраться, кто он и зачем он здесь, на него одевали маску. Зачастую маски одевали и все присутствующие на похоронах, при этом они плясали, кричали и громко били в барабаны. Присутствуя на таком маскараде, усопший, по-видимому, терялся и приходил в полное замешательство. Единственным его желанием было поскорее покинуть этот мир, где царит такой бардак. А чтобы уж гарантированно избавится от мертвеца, в хижине делали специальное отверстие, через которое его и вытаскивали. После выноса тела отверстие немедленно замазывалось, и дух умершего, как ни старался уже не мог найти обратной дороги.
Однако не все так измывались над покойными и не все ожидали от них гадостей. В некоторых племенах наоборот считали, что мертвец защитит их, убережет от напастей. Для этого трупы мумифицировали, чтобы сохранить их как можно дольше. Для мумий даже строили специальные дома – мавзолеи. Один из них до сих пор стоит на Красной площади в Москве. Но вот папуасы Новой Гвинеи в своем почитании умерших вождей пошли куда дальше большевиков – они втирали в себя трупный гной своих предводителей и даже употребляли его внутрь!
Дальнейшее развитие культуры и технический прогресс приводят к пониманию того, что человеческие останки не обладают какой-либо магической силой, а это в свою очередь к упрощению погребальных обрядов. Более того, по соображению гигиены разрешается хоронить только в строго отведенных местах, зачастую за чертой города. Рассказывать здесь особенно не о чем. И так все всё знают.
Однако история, как известно, развивается по спирали. И похоже, что в наши дни она завершает свой гигантский виток и готова перейти на другой на более высоком техническом уровне. Так почему бы зная законы прошлого не пофантазировать на тему, как же будут хоронить лет так через 40-50?
Лично мне представляется, что в недалеком будущем нас ожидает полное понимание того, что наше тело является всего лишь биологическим скафандром, временным жилищем души. И потому после того как душа его оставит, скафандр можно будет смело выкинуть. Но не диким зверям конечно, а в космос, например. После нехитрой упаковки тела будут складываться в контейнер, затем ракетоноситель выведет его на орбиту, и уже оттуда мертвецы будут разлетаться по всем уголкам необъятной Вселенной. Надо думать, что за отдельную плату будет учтено и последнее желание усопшего. Возможно, в завещании кто-то укажет, что хотел бы отправится в последний путь на Орион, а кто-то предпочтет лететь на Сириус. Кстати не исключено что космический мертвец рано или поздно столкнется с представителями внеземной цивилизации и тогда он лучше любого учебника сможет рассказать им о нашей планете. Ведь человеческая ДНК хранит в себе всю историю жизни на Земле с момента её возникновения.
---------------
Вы только себе представьте, что где-то там, в холодном космосе, безразличные ко всему, среди метеоритов и комет, освещаемые лишь слабым мерцанием звёзд летят ОНИ - МОЛЧАЛИВЫЕ ПОСЛАННИКИ ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТЫ.
Мзунгу,
http://visituganda.narod.ru