Расщеколды, колды, ёлды,
Расщелды, колдЫ, елдЫ,
Пил бы, ел бы, жрал бы, срал бы,
И не робил николды!
Случилось мне в младые годы посетить деревушку с Шишкинским названием Бор. Прожил я на лоне девственной природы, в соседстве с такими же девственными аборигенами и менее девственными аборигенками, два с половинкой месяца. Парное молоко, караваи-самопёки, зелень с грядки, это ли не счастье для пришибленного индустриализацией городского обывателя.
Работа, не бей лежачего, или бей, но не буди Христа ради. Солнышко щедрое и ласковое, девки тёплые да покладистые. В смысле куда покладёшь, там стал быть и свадьба. Эх, хорошо в стране советов жить! Единственное, советами допекают, а так ничего, терпимо.
Угораздило меня притулиться на постой в доме местной бабки-всезнайки. Казалось бы, цельный день из двору не выходит, разве что по утру до колодца пробежится, на «планёрку» и обратно. А информацией владеет, куда там Моссадам с Сигуранцами. За околицей воздух испортили, а бабка Лукерья уже знает кто, и с какого переляку. Танька с Ваньшей прошлись под руку, а у старой разведчицы из «Кидона» уже и прогноз готов, мальчишка будет, здоровенький, четыре кило.
Но самое главное не в этом. Говор бабки, который озадачил бы не одно поколение Далей и иже с ними Брокгауза с его супругой Ефронией, не вписывается ни в какие рамки. Такой тарабарщины я не слышал ни ранее, ни после.
Бабка вылазит из погреба-ледника, матерится (ну, это я понимаю) как сапожник и выдаёт: - Ох, шибко ж склизко, чуть прохвостку себе не расшоперила. Если перевести на русский, скажем Тургеневский язык, фраза выглядела бы так: - Ох, до чего же, сколько сегодня в погребе сударь, такое ощущение, что ещё миг, и я могла травмировать тазобедренный сустав. Смеюсь вместе с вами.
Или этот бабкин возглас, в котором восхищение, восторг, возмущение и негодование. Лико чё! Опять же возвращаясь к Ивану Сергеичу, сей перл можно перевести, как «Вот это да» На языке подворотни это прозвучало бы как «Обалдеть, Очуметь» И, наконец, докер или механизатор широкого профиля сказали бы, задумчиво чеша репу, - Охуеть!?
А это уж и вовсе не поддаётся никакому анализу. Ранним утром умываюсь в ручье, протекающем сразу за бабкиной избой. Вода ледяная, аж челюсти сводит, да что там челюсти, если даже абсолютно бескостный орган, сжался, словно в предчувствии инфаркта и внешне напоминает снулую рыбёшку, по размеру так гуппи, ни дать ни взять.
К тому моменту, когда я весь покрытый гусиной кожей, синий и энергичный обтирался махровым полотенцем, явилась бабка. И глядя на меня моржующего, брякнула свою фразу: - Ино руки-те обязнуть-то! Непереводимый русский фольклор! Не комментирую, ибо не чем! Воспитан иначе, а всё Тургенев иуда…
Или вот ещё жемчужина. Оказывается заусёнки на пальцах в области ногтей и сухая, отмирающая от постоянного жранья кожа в уголках губ, а тако же сухари в глазах на Лукерьином языке называется зашунцами. – Ты милок умылся ли, гля, зашунцы-те не убрал!
Всех толстяков, или просто людей крепких упитанных старуха именует михрютками. – Вона, михрютка-то какой ладный, таки блямкалы-те поди-ка девки целовать любют?!
Иду мыться в баню, вроде всё взял, но в самый последний момент слышу окрик бабки: Стой пострел, ихотку-то забыл? Тама стара, дырява, возьми нову, ономнясь драли…
Впоследствии понимаю, что речь идёт о мочалке, но у бабки этот без б полезный причиндал называется ихоткой или вехоткой. Так то.
А то ещё подопьёт старушенция брагульки сладкой опосля баньки, да как выдаст частушку, хоть стой, хоть падай…
Тёша бледишша, блинишшы пекла,
Уронила сковордишшу, песдишшу сожгла.
А вообще Российская глубинка, и в частности моя родная пермская, это нечто. Нигде в мире не сыщешь таких цветов, что даже самой радуге неподвластны. Такого говора, таких песен и прибауток. А как гуляют?! Это же песня, сказка, волшебство стихий! Не даром наши Афанасьевы, Гильфердинги и Дали изъездили все ебеня, собирая фольклор народов Российских.
Ну, дык ино я кончил, а кому не любо, так лико чё, гамна-те. Мене ономнясь другой форум предлагали. Ну, а кому любо, вдругорядь приходите михрютки, сказку скажу…
Е.Староверов.