Когда-то Ванечка Тургенев, милейший, но неверно политически и сексуально ориентированный юноша, написал трогательный рассказ об утопленной в речке собачонке. Почти щенке. Свой рассказ он назвал «Муму», по имени так безвременно ушедшего от нас животного (которое так же получило широкую известность под именем Му-Му). В дальнейшем Иван Сергеевич Тургенев отъехал во Францию, чтобы разделить несчастливую семейную судьбу своей подруги и певицы Полины Виардо. Проживая в городе Париже, он чудесно описывал родную русскую природу, но до таких высот русского трагизма, как в «Муму», подняться уже никогда не смог, несмотря на настоящие страдания несчастной француженки за стеной.
А героиня (а может быть и герой, кто знает) этого произведения стала наиболее цитироваемым образом не только в русской литературе, но и во всей русской культуре. Тут вам и фильм «Муму и косолапый мишка», и памятник Муму в городе на Неве, и стриптиз-клуб «Муму» на площади Тургенева, и небезызвестная «Единственным утешением в жизни Хаима стала пекинская болонка Муму», и облетевшая в свое время все костры на полянах песня «Зачем Герасим утопил Муму?». Именем Муму даже назван остров в ныне высохшем Аральском море.
А многочисленные школьные сочинения на эту тему? «В рассказе Тургенева “Муму” мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей и выступает писатель…». Что же здесь можно сказать. Юному автору этого сочинения я порекомендовал трижды подумать, прежде чем с порога отбросить саму мысль о выполнении прихоти барыни. А вдруг мимолетный каприз старой многоопытной помещицы был не так уж и плох!?
Казалось бы, все детали жизни собаки Герасима не только давно известны, но и канонизированы. Но мотивы утопления безвинной животины до сих пор с серьезностью какающего динозавра анализируют в литературоведческих кругах. «А где именно молчун Герасим топил возлюбленную его сердцу Муму?» — как бы спрашивают нас эти пытливые исследователи. И приходят к очевидному выводу. Конечно же, песик погрузился пучину вод в излучине Москва-реки, у древних стен Свято-Андреевского монастыря, что стоит на Воробьевых горах. Но и ответив на этот вопрос пытливые исследователи не почувствовали полного и поистине глубоко удовлетворения. «А какой породы была Муму?» — спрашивают они, и сами отвечают на поставленный ими вопрос — кавалер-кинг-чарльз-спаниель!
Параллельно выяснилась, что Муму тонула дважды. То есть Муму топили дважды – первый раз неудачно, а второй — удачно. Вернее, наоборот, если встать на точку зрения самой Муму — сначала удачно (собака спаслась), а второй раз неудачно. Хотя в повести нет прямых указаний на то, что Муму утонула. Она могла еще раз чудесно спастись, опираясь, так сказать, на предыдущий опыт спасения. Муму была черно-белой, а этот окрас считается у кавалеров-кинг-чарльз-спаниелей большим пороком. Они имеют право быть только трехцветными: черно-подпалыми, каштановыми и каштаново-белыми. Из-за этого дефекта Муму и хотели утопить еще при рождении, но она чудом выбралась на берег. Второй раз ее топил уже Герасим…
Не теряет своей актуальности жизнеутверждающий образ Муму и в наши дни. Антиутопия «Му-Му возвращается из ада» (Муму выпустила пузыри и перед глазами у нее вспыхнул золотой…) вышедшее в свет в издательстве «Водник»…
Здесь же и напоенная патриотическим пафосом стихотворение «Про Вовочку и Муму»:
Не жалей Муму, Герасим,
Заверни в российский флаг…
Естественно, светлому чувству, вспыхнувшему между Герасимом и Муму, были посвящены и поэмы:
Герасим с детства был немым,
Махал исправно он метлою.
И занимался он с Мумою,
Псом непородистым своим...
Впрочем, в этом, казалось бы, сугубо лирическом произведении, мы ясно видим и четко обозначенную гражданскую позицию автора:
Но пес был пролетарского замеса.
Высокого не знал он политеса:
Рычал он на хозяйку-патронессу.
Хотя не знал марксизма ни бельмеса.
Естественно, о высоких и чистых отношениях Муму и Герасима народ сложил былины и сказки, в которых добро неизбежно побеждает зло:
«…закусил губу, и алая струйка крови заскользила по подбородку Герасима, подхваченная могучей ладонью, как ягодка клюквы. …А к вечеру вернулась Муму с обрывком верёвки на шее».
А сакраментальный вопрос «А зачем Герасим утопил Муму?» во весь голос прозвучавший на Экуменическом Межконфессиональном Христианском Форуме? И есть ли на него ответ, который удовлетворил бы представителей всех конфессий?
Впрочем, образ Муму стал и героем анекдотов вышедших из самой народной гущи:
Вопрос билета: «Изображение быта крепостных крестьян в произведениях писателей того времени». Преподаватель задает вопрос.
— Ну, какие произведения вы читали по указанной теме?
— Ну, я читала много произведений…
— Понятно. Скажите, вы «Муму» Тургенева читали?
— Да…
— Ну, и как в этом произведении раскрывается вопрос вашего билета?
— Ну, в своем произведении «Муму» И. С.Тургенев наглядно показал крепостников-угнетателей, крепостных-угнетенных…
— Все ясно. Скажите, а кто такая была Муму?
— Муму… Она была крестьянка.
— ДА?!
— Ну, да. Глухонемая крепостная крестьянка.
Препод, с заинтересованностью:
— А скажите, кто такой тогда был Герасим?
— Герасим? Он тоже был крепостной крестьянин.
— Скажите, а он часом не был глухонемым?
— Да, он также был глухонемым.
— Скажите, а вам не кажется, что для такого небольшого произведения два глухонемых крепостных крестьянина — это как-то МНОГОВАТО?! Даже с учетом того, что в этом произведении автор бичует крепостное право.
— А-а-а, вспомнила! Герасим не был глухонемым. Он просто сильно заикался. А Муму… Она была не девушка…
— Вам и ТАКИЕ подробности известны?!
— Да нет, она была собака…
— Ну, почему же если не девушка, то сразу «собака»?...
Не будем судить так строго авторов этого веселого экзамена. Время все расставит по своим местам…
Естественно, история так рано ушедшей от нас Муму была положена и на музыку. Муму и Герасиму посвящены множество песен. А чего стоит известная каждому ценителю прекрасного ария одинокой Мумы из оперы «Герасим и Муму»: «В своем одиночестве Муму чувствует себя чрезвычайно гнусно, но нюх подсказывает ей близящуюся встречу с Герасимом». Как тревожно сжимается сердце у каждого, слышащего эти строки.
Впрочем, отношение к Муму не всегда было однозначным. К примеру, небезызвестный Березовский однажды в сердцах назвал ее «Урод Муму»!!! Что, впрочем, и характеризует его соответствующим образом.
Но мы, с полным на это правом, можем гордо просить в лицо всем этим Березовским и иже с ними: «Пепел Муму и других вами невинно убиенных стучит в наших сердцах. Но Муму жива. Руки прочь от нашего Муму. Муму принадлежит народу! Так выпьем же за Муму! Муму, отдавшую жизнь во имя русской литературы».
PS. Автор благодарит различных авторов за предоставленный им богатейший материал, посвященный образу Муму.