Все процессы проходят стадию похуизма. Ничего страшного и загадочного в этом нет. Если воспринимать эту стадию нормально, без истерик, то проходит она достаточно быстро. Ибо надоедает. Однако, если из-за излишка эмоциональности или даже в силу какой-то личной неустроенности мировоззрения, мы начинаем размышлять о нем, то все. Спасения нет. Мы начинаем упиваться собственным похуизмом, растить его, лелеять, оберегать от жестокой жизни, и в результате скатываемся в бездну фатализма и, что совсем печально, тормозим сам процесс. Хорошо, если тормозимое не имеет никакого принципиального значения для существования и прогресса общества, но так бывает не всегда. Иногда жизненно важные процессы попадают в паутину похуизма, и безнадежно застревают там. Вместо запланированного просветления вполне может наступить коллапс. Увы, но ярким примером победы похуизма в отдельно взятой стране, является Российская империя (аки Советский Союз, аки СНГ и, так сказать, неприсоединившееся). В этой стране впервые похуизм стал господствующей психологией масс, впервые пустил свои корни так глубоко, что они вросли даже в столь безобидное на первый взгляд действо как чаепитие.
Прибытие чая странным образом совпало с утверждением в обществе русского самодержавного абсолютизма. Процесс этот протекал хоть и бурно, но все равно удивительно гармонично. Некоторые историки пытаются обосновать победное шествие русского самодержавия коренными предпочтениями народа к этой форме власти. Дескать, любит мужик русский сильную лапу на своем плече. Другие объясняли неимоверной хитростью князей московских, которые потом стали великими, а затем и царя русскими милостью бога, чтобы, в конце концов, вырасти в императоры. Естественно все эти умозаключения неверны. Эволюция самодержавия была бы невозможно без похуизма простого и не очень простого русского человека, который креп одновременно с самодержавной властью. Но будет серьезной ошибкой считать похуизм причинной самодержавия, или абсолютную власть монарха причинной похуизма. Нет. Они как инь и янь русского общества выросли вместе, и одно без другого никогда не являлось жизнеспособным. Наглядными примерами этого служит два интересных фактов русской истории. Только в 1762 году русский дворянин был пожалован самодержцем элементарными правами, например правом выбирать, служить ему или нет. А в 1785 году благодаря Екатерине II в России появилось частная собственность на землю. Чем еще как не похуизмом этих самых дворян объяснимо подобное явление?
Тема этой статьи – русская чайной церемонии и удивительное изобретение русского интеллекта – самовара. Не просто как отдельное культурное явление русского общества, а как символ побеждающего его похуизма. С первого взгляда это утверждение может показаться спорным. Действительно как может быть связана чайная церемония с идеологией общества? Но сомнения развеиваются сразу, как только начинаешь подробно изучать данный вопрос. Прежде всего, необходимо уяснить, что же такое русская чайная церемония. Вернее, что делает эту церемонию именно русской. Ответ на это очевиден – самовар. Происхождение самовара, как и любого другого символа похуизма, сокрыто в легендах и фантазиях. По Далю «самовар – это водогрейный прибор для чая, сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри». Но что же кроется за этим безликим определением?
Задолго до самоваров в чайных церемониях использовали самый обыкновенный чайник. Этот чайник не сильно отличался от нынесуществующих и, понятное дело, не нес в себе квинтенсенции похуизма. Проблемой этих чайников было то, что они быстро остывали, что никак не связывалось с безудержным кипением в самом себе русского похуизма. Да и практически слабеньким было решением. Подлинную революцию произвело добавление в чайник трубки. По некоторым косвенным данным можно сделать вывод, что идея была заимствована у сбитнеков, тех самых в которых готовился сбитень. Мне как истинному похуисту похуй что это такое, но факт необходимо закрепить. Итак, повторюсь – сбитень. Таким образом, появились первые самовары. Замечательно, что их изобретение явилось одним из самых заметных проявлений похуизма в обществе. Экономисты до сих пор спорят, что является первичным: предложение или спрос. Спор этот уже давно перерос дискуссию о предшествовании яйца курице или все-таки наоборот, но явного победителя до сих пор не выявил. Аналогично сложно сказать был ли самовар изобретен специально для демонстрации своего похуизма, или в процессе своего существования он облип этим явлением русской жизни. Как бы то ни было, но самовар стал тем самым символом, который как символ прогресса – паровоз, или символ политической жизни – баня, включают в себя целую вселенную общественного мировосприятия.
В русском чаепитии сокрыта та глубинная похуистическая осмысленная неспешность существования человека, которая подвигла на интеллектуальный поиск сосуда для чая. Итак, самовар он не просто пузат, он большой! Вмещая в себя несколько литров воды, он позволял растягивать чайную церемонию почти бесконечно. Сравните с миздрипическими чайниками Японии. Поставьте их рядом и оцените готовность русского человека накласть с высокой колокольне на внешний мир. Более того, специальная трубка, помещенная смекалистым русским мужиком вовнутрь (напомню это плагиат со сбитня), позволяла долгое время поддерживать воду в нем горячей, если вниз положить угли и периодически их раздувать с помощью сапога. Чайная церемония, в таких условиях, превращалась в талантливейшую попытку отгородится от мира. Казалось, физиологические границы человека не позволит предаваться похуизму чайной церемонии сколько-нибудь долго. Но русский человек, интуитивно предчувствуя эти ограничения, стал приглашать к столу знакомых и родственников, чтобы за совместными церемониальными распитиями чая, коллективно утвердить в себе самом похуизм. Он стал предаваться похуизму не только с размахом, но и создал себе развлечение, которое скрашивало ему это действо. Коллективом оно всегда сподручней – так сказал бы мужик, если бы присутствовал среди нас. Обратите внимание, русская чайная церемония, прежде всего коллективна, и не просто исключает индивидуальность пития чая, но и активно противодействует индивидуализму.
Чаепитие это, прежде всего отгораживание себя от времени. Во время поглощения чая человек находится в мире лишь в той мере, чтобы его материальная сущность насытилась напитком, в то время как духовная его составляющая бродит в поисках трансцендентного обоснования собственной жизни. Разговоры могут разгораться и затухать, а незримый дух похуизма будет заставлять разливать по блюдцам чай, закусывать его кусочками чая, то есть делать все что угодно, чтобы только не окунаться в мир, не связывать себя обязательствами, а пребывать в блаженном состоянии духа. Все это дает русское чаепитие. В этом показательном отказе от мира русский человек, символическом отрицании общественных пошлостей и протекала русская жизнь.
Какой символичный подтекст в этом оригинальном русском бунте! Не находя возможностей применять свои таланты в полной мере, душа общества заражалась похуизмом, а благодаря самоварам и коллективным чаепитиям, он распространился и укоренился в культуре масс. Он пропитала все общество. О многом говорит даже поговорка: в Тулу со своим самоваром не ездят. Самовар становиться неизменным элементом даже путешествий. Частенько можно встретить в литературе, повозки с имуществом, и одно из самых главных мест в них занимают самовары. Даже сейчас когда истончала наша связь с тем былинным уже похуизмом, теплится в нас нежность к русскому чаепитию и самовару. И вполне резонно возникает вопрос: а если бы не было этого самовара, русского чаепития, а значит и похуизма, явила бы миру Россия тот самый русский бунт бессмысленный и беспощадный, больше известный миру как русская революция…