Есть городок на Каме, не гламурный вовсе, - Елабуга называется. Населения- примерно 30 000. Но спросит если кто из заезжих, что здесь достопримечательного, то любой из эти этих 30 000, ответит: «Да, до хуя чего!». И начнет перечислять, такое, что иной обитатель культурных и прочих столиц устыдится собственному невежеству и откровенному хамству в адрес периферии.
Начнут, конечно же с подьебкой (из далека то есть): «Конфеты «Мишка Косолапый» - помнишь? Пиздил, небось, в детстве из буфета? Фантик этих конфет - контрафактная копия картины «Утро в сосновом бору» художника Шишкина, землячка нашего». В дом-музей конечно, по доброте душевной, тут же сведут. Пусть командировочные на подлинники полюбуются, а то их все по эрмитажам дурят. Некоторые, бывало, просят им место показать – где картина писалась. Но тут, деватся некуда, правду расскажут, про Шишкина - старшего, папашу. Черезчур папаша оборотистым купчиной был, всю округу под топор пустил. Вырубил на хрен весь плэнер – «Корабельную рощу», до Санкт-Петербурга плотами сплавил и в Англию запродал. «Все чем для прихоти обильной, торгует Лондон щепетильный, и по балтическим волнам, за лес и сало возит нам» (С) А. С. Пушкин. А что жалеть то? Сынуля все запечатлел – пора и барышам быть. И отбыло все семейство жить в столицу.
За это ответка естественно то же была, сто лет спустя, правда. Хотя: «Сын за отца не отвечает», но… Скульптор московский, к празднику, памятник Шишкину изваял. Доставили его, краном установили и белым чехлом, как куклусклановца, замотали до торжественного открытия. На праздник VIP-гостем и скульптор прилетел. Оркестр жжет, народ в любопытстве, мер волнуется. Срывают шнуром занавесь – скульптор в истерике: «Нет!!! Отставить!!! Почему он у вас, как избушка – к лесу задом стоит!!!». (А лесу то – плешивая лесопосадка за спиной Шишкина). Ну, колхозники, не въехали в гениальный замысел – хотели, что б с дороги видно было. Отложили открытие – опять закрыли памятник чехлом. Скульптор в оскорбленных чувствах – свалил домой – переживать. Через год, в рабочей обстановке, под неусыпным скульпторовым взлядом, и под командованием мера, дернули памятник из бетона краном и повернули – градусов на 20. «Ни - вам, ни - нам – расходитесь по домам». Стоит Шишкин, на свой особняк смотрит. Ибо - не хуй.
Но это все – так, елки-сосны. Главной гордостью елабужан является поэтесса Марина Цветаева. Жила там. И похоронена там. Но тут надо сказать историческую правду, и несколько поподробнее. Прожить там она смогла всего 13 дней. Ее, поэтессу, жену белогвардейского офицера, после Швейцарии, Германии, Парижа выманили в Россию. С помощью «Союза возращения на родину» (фильм «Восток-Запад», если кто помнит). Причем муж ее, бывший офицер штаба Корнилова, - Сергей Эфрон – очень активно занимавшийся созданием этого союза был арестован сразу по приезду. С началом войны, Цветаеву с сыном отправили в эвакуацию в Елабугу, жуткую дыру по тогдашнему времени. Хотя, еще недавно, дружила с Маяковским, Пастернаком, Ахматовой.
А тут осень, дожди, грязь. Подселили в избу к хозяевам. Дабы перевоспитать – решили отправить на сельхозработы –картошку собирать. Аристократка, поэтесса – «сказалась больной», просила о другой работе – не ответили. Повесилась вскоре. Учитывая, что был это 1941 г., место глухое и в силу этого поэтов не ценящее – резонанса событие в то время - не вызвало.
Лишь в 60-х годах, местные власти озаботились наличием в городе «культурных достопримечательностей». Вспомнили, что прожила здесь Цветаева всего 13 дней, покончила с собой - ну что с того? Хотя за отсутствием родственников место захоронения Цветаевой найти было уже невозможно – решено было установить солидное надгробие у самого входа на купеческое кладбище – что бы туристам было сподручнее показывать. Но туристы, как правило, вопросов лишних не задавали, наоборот, даже шептались: – «Вот ведь, как уважительно к поэтессе отнеслись – в таком месте положили».