Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

Алкей :: Долой Контркультуру!

Интересная история. С понятием "Контркультура" я познакомился благодаря форуму популярного молодежного дуэта "ТАТУ". Несколько месяцев подряд мы с друзьями как могли трахали мозги фанатам группы - несли концептуальную пургу, флудили подражаниями Хармсу, проделывали провокацию за провокацией. Не без успеха, скажу вам. Главной отдачей от процесса было ощущение себя эдакими идеологическими диверсантами, зондер-командой, группой резвящихся клоунов-маньяков. Один из форумных завсегдатаев, некто OFFSPRINGER, обратил на себя внимание "странным" языком - грубейшие ошибки (типа "йа пашол пить вотку"), мат через слово, своеобразный юмор. На его народовском сайте нашел ссылку на ресурс "настоящих падонков" www.fuckru.net. Далее - несколько недель истеричного смеха и идиотической радости. Факрунет, удаффком, какандокало-ру, топор… стоит ли все перечислять? Главное: я узнал, что в интернете есть огромное сообщество единомышленников, объединенных в движении под названием "контркультура". Понял также, что наши с друзьями экзерсисы на тату-ру, равно как и многие другие проекты (и в онлайне, и в оффлайне) тоже можно впихнуть в это понятие. Кстати, на удаве есть несколько моих произведений с той далекой поры.

Любой, наверно, погружаясь во что-то для себя новое, первое время тонет в потоке информации. Изучает персонажей, корни явления, развитие, разборки между деятелями. Такая история с героями, антигероями, революциями и контрреволюциями. Бросилась в глаза общность интересов, кипучая энергия участников. Другими словами, втянулся.

Дальше - больше. Около полугода назад начал слать Удаву свои "креативы". Новая радость - увидеть себя опубликованным, увидеть комменты, и даже - да, мазафака! - чье-то одобрение.

В один прекрасный момент начался новый этап. С одной стороны переосмысление, с другой - попытка разобраться: а что же, собственно говоря, делаю я и все эти люди? Пошел анализ, сравнения, размышления… В бочке меда появилась ложка дегтя, да простят меня падонки за банальность. Наблюдение номер раз: ограниченность круга тем, скупость изобразительных средств и форм. О художественных достоинствах я говорить не буду - в кругу непрофессионалов (к коим, безусловно, причисляю и себя) это не главное. Номер два: бесхитростный радикализм, характерный для созревающих подростков. Это касается и процентов семидесяти текстов, и общения в гостевых и форумах. Для многих, если не для большинства, высшая форма контркультурности и протеста - послать собеседника нахуй. Знаю, проходил. Причем проходил в оффлайне. В моей тусе одно время бытовала шутка: на любое обращение к тебе реагировать либо "Да пошел ты нахуй!", либо "Щас пизды получишь!". Было очень весело. Недели две.

Далее по сценарию следовало бы поныть о "качестве креативов", засилье на ресурсе тех и этих, о вырождении идеи контркультуры и всего такого прочего.

Вместо этого спрошу: а что же такое эта самая контркультура? И насколько оправдано это понятие?

Старого фак-ру я не застал. Но изучая картину вроде бы кое-что понял. Четыре года назад в рунете появился портал, вынесший на знамя мантры "хуй", "пизда" и "свобода". Как я теперь понимаю, в далеком 98-м это был прорыв - попытка собрать в одном месте матершинников, экстремистов и хором харкнуть в лицо интернет-истеблишменту. Наложить с гиканьем и свистом на обеденный стол большую кучу говна, да порадоваться своей удали.

Что ж, так начинали все новые культурные явления. Русские футуристы начала прошлого века, европейские кубисты с сюрреалистами, панки семидесятых. Даже вальс в свое время считался неприличным танцем. Важно то, что прилюдно посрав, мэтры не останавливались на достигнутом и шли дальше. Появлялась идеология, ставились цели и задачи. Разрушить старое, создать что-то новое. СОЗИДАНИЕ - стержень авангарда.

Естественно, любой авангард, набрав популярность, рано или поздно вливался в поп-культуру. Любая акция, имеющая целью выход на большие массы, обречена на превращение в мейнстрим. И чем удачнее задумка, чем ярче содержание, тем обвальнее будет опопсение. То, что считалось андерграундом год-два назад, сегодня считается хорошим тоном. Говоря о российской онлайновой "конрткультуре": если судить по количеству пропагандирующих ее сайтов, традиционалисты типа Экслера остались в меньшинстве.

Это нормально, если движение не стоит на месте. Если в рамках опопсевшего авангарда появляется новый авангард. Одновременно появляются новые течения в рамках других культур, обновляя и освежая начинающую застаиваться и пованивать воду.

Да и массовость - вещь не всегда вредная. Эту мысль я адресую тем, кто ностальгирует по временам элитарности контркультуры. Более того, именно для "контркультуры" массовость, самая широкая массовость - как кислород для умирающего.

Массовость хороша тем, что появляется "свежее мясо". Массовость и доступность - прекрасный повод заявить о себе, послушать комментарии в свой адрес, сделать выводы. Да, конечно, большая часть материала будет порожняком. но и действительно хорошие авторы будут попадаться. Это, как грицца, беспезды. Авторы, которых будет приятно читать независимо от степени их продвинутости и контркультурности.

Что касается самой по себе "контркультуры", то, имхо, ей изначально не хватало последовательной идеи. Движение сделало ставку не на поиск нового, а на атрибутику - "хуй", "пезда", "ибать" и прочие "милые серцу слова". За редким исключением авторы, по-моему, сами плохо представляли, против чего они "контр-". Банальный эпатаж - дело нехитрое. Матерись вглухую, пиши про говно - и будет тебе щастье. Как я уже говорил, недолгое - зацикленность на узком круге символов быстро исходит на понос. Отсюда - безрадостная картина: вместо одной кучи говна четырехлетней давности - множество куч, одни побольше, другие поменьше. Насрать, когда до тебя этого никто не делал - поступок. Насрать вторым, третьим, десятым - глухой тупняк.

Да и вообще само понятие "контркультура" весьма сомнительно. Что это такое? Постоянный протест? Что-то типа летовского "я всегда буду против"? Что ж, Гр.Об. встал в свое время под красные знамена, которые так ненавидел. А сейчас, пожалуй, контркультурным будет писать про цветочки, розовые сопли и нежную любофь - поскольку матершина и грязь стали мейнстримом.

Повторюсь: самое ценное в любом культурном явлении - движение, развитие. Поиск НОВЫХ ФОРМ. Поиск НЕОСВОЕННЫХ ТЕМ, ОБЛАСТЕЙ БЫТИЯ. Шокируйте новаторством, а не матом! Мат, конечно, очень красочная и выразительная вещь - когда он к месту. Но "ХУЙ" на заборах писали тыщу лет. В чем же тогда ваше НОВОЕ СЛОВО? Где поиск в "КК"??? Где, я вас спрашиваю???? Люди, увлеченные поиском, есть, но их крайне мало.

Развиваться нужно не только количественно, но и качественно. Публиковаться в офф-лайне - это, конечно, здорово. Идти на телевидение - вах, обосраться и не жить! Но скажите мне, чем хуй на заборе отличается от хуя, показанного по телевизору? Наглядностью? Так зритель может просто снять штаны и посмотреть на свой причиндал. Нагляднее не придумаешь.

У страдающих по авангарду (очень, кстати, относительное понятие) есть выход. Создавай свой сайт, заточенный под твои вкусы. Это щас как два пальца об асфальт. Хочешь элитарности - сообщи двум-трем избранным, чтоб больше никто не знал. Вот уж будет андерграунд андерграунда. Примеры, кстати, есть. Но это тупик. Долгожданного развития контркультуры не будет, поскольку перед глазами не останется примеров.

А это значит, что спасение для движения - массовые сайты. Новые проекты оправданы только в случае их содержательной новизны и раскрутки - чтобы люди ходили туда и знали: и так бывает. И так можно делать. Глядишь, задумаются - а что интересного и оригинального могу сделать я? Умрет, изойдет на понос один проект - появится другой.

Да, и еще. Не пора ли отказаться от штампа "контркультура"? Я буду не первый, кто скажет - понятие себя изжило. Свою роль оно сыграло - появилось сообщество людей. Появилась возможность общаться и обмениваться идеями. Уже достаточно. Поэтому удавовская фишка "чистая культура" мне ближе. В конце концов "искусство - это кайф" (с) Егор Радов. Просто кайф. Чистый кайф и ничего больше. Это и есть полная свобода творчества. Талант свою аудиторию найдет. А ярлычки навесят и без нас.

Аминь.

05.10.2002,
Алкей.

(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/read/creo/14889.html