«Художник: Я художник!
Рабочий: А по-моему, ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростинка закачался
И неожиданно скончался.
Его выносят...)» ©
Вот, скажем, образование. Школьная программа. Детишки беззащитные почти каждый день в школу обязаны ходить. И что они там видят?..
Мы тоже в своё время ходили в классы. Никто, кажется, не избежал такого удовольствия. И что в том хорошего, чтобы школу посещать? Скрипучая парта, черная доска во всю стену, чернила в чайнике, расписание уроков и учительский кондуит. Учились четырём действиям арифметики, родному языку и географии, читали о детях Ванюшина, о раскаянии Алёши Карамазова и твердили наизусть стихи Пушкина. Ивана Тургенева тоже проходили.
Я жену свою единоутробную спрашиваю: «Ты рассказ Ивана Тургенева «Хорь и Калиныч» читала?» А она, ни минуты не сомневаясь, мне в ответ, с некоторой даже небрежностию: «Читала!» И глядит в глаза прямо, взор не отводит. Сразу видать, что не врёт. Вот вам, государи мои, отличие прежнего образования от нынешнего. Нынче возьми за ухо любого ученика и спроси: «А ну-ка, скажи мне, щучий сын, что написал Иван Тургенев?» И получите на ответ: «Роман «Муму» и «Повести Белкина». И это в лучшем ещё случае.
Иван Тургенев, кстати, своими россказнями про отцов и детей и связью с иностранной гражданкой Паулиной Виардо нанёс русской moralité намного больше вреда, чем Толстой и Достоевский вместе взятые. Даже Арцыбашеву с его «Саниным» до Тургенева, как до Китая пешком. Хотя, казалось бы... Вот его надобно взять да и вымарать из школьной программы. А книжки пожечь. Пусть дети лучше Улицкую изучают.
От образованности вред один. От неё человек всё время задумывается и работать не может. Вместо того, чтобы, к примеру, оружейную гайку из меди точить или снаряд, отскочит от станка и нарисует мазутом на холсте какой-нибудь черный квадрат. А искусствоведы всего мира увидят такой, с позволения сказать, chef-d'œuvre и ну расхваливать его на все лады: «Ах-ах! Что за прелесть! Как это вам так удалось? Это же новое слово в искусстве!» Схватят полотно подмышку и побегут, чтоб его в музей на стенку повесить. И токаря с собой потащат. Укрепят картину на гвоздике, нальют в бокалы шампанского и снова хвалить начнут, чем слишком повысят самооценку бывшего рабочего. Он и рад стараться — ещё таких квадратов наваляет. А гайку точить не станет. И вот вам результат — восемь поросят — налицо развал промышленности и экономический кризис.
Доброго всем утра и хорошего дня! И это… увидите ненароком, что ваш ребёнок берётся за краски — гуашь там, или акварель — подскочите к нему поскорей и надавайте подзатыльников. Или выпорите хорошенько. Не дайте ему скатиться по наклонной плоскости. Ишь, развелось художников, плюнуть некуда! При этом каждый мечтает нарисовать квадрат Малевича, получить кучу денег и почивать на лаврах. А работать кто будет?..
***
На фото. Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г., х., масло. 79,5 × 79,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва