В музей «Нехорошая квартира» попасть хотела давно. В Москве бываю только транзитом, поэтому никак не подгадать было, хотя, возможно, просто целью не задавалась. А тут задалась. Невмоготу стало терпеть неведение своё, и я решила на обратном пути из Адлера заехать на Садовую к Булгакову.
Для тех, кто собирается ехать туда на метро, скажу сразу, что выходить лучше на Маяковской, повернуть к Театру Сатиры и совсем недалеко от него слева войти в железные ворота, в том месте, где на доме будет красоваться табличка с номером «302 БИС». Пройти мимо этих ворота невозможно. Дальше, во дворе дома, всего два булгаковских места: театр и музей. Там, где памятник Коровьев и Бегемот – театр, в следующем подъезде – музей, то есть, та самая Нехорошая квартира, где происходили определённые действия романа «Мастер и Маргарита» и та самая, где проживал и придумывал этот роман сам Булгаков.
С чемоданами в музей ходить не стоит. И не потому, что их поставить негде (я договорилась заранее по телефону), но я не учла, что квартира №50 находится аж на четвёртом этаже, и это ещё к тому, что дом с высокими потолками. Не знаю, дотащила бы я вой чемодан сама или таки сдалась бы, но мне помог парень, сам вызвался и даже потом вниз хотел помочь стащить. Я этому парню до сих пор очень благодарна, воистину, чудеса происходят даже в обыденное время вокруг Нехорошей квартиры.
Скажу сразу, музей слегка разочаровывает. Тем более тех, кто ожидает от него нечто грандиозное. Это обычная квартира, а не огромное имение нашего Пушкина, поэтому смотреть там особо нечего. Конечно, энтузиасты постарались собрать всевозможные сохранившиеся вещи и предметы писателя, восстановили как-то обстановку квартиры того времени, когда писатель проживал там и работал над романом. Просто нужно осознавать, что всё, что Вы изволите видеть в этом музее, всё очень ценно, особенно для тех, кто любит и почитает Михаила Афанасьевича. Наверное, с экскурсией ходить по квартире интереснее, хотя там всё расписано и вообще понятно. Только я не очень поняла, был ли у меня трепет, как от соприкосновения с чем-то великим и памятным. Было жарко очень в тот день в Москве, я устала от перелёта и путаницы метро, от своего чемодана и четвёртого этажа…
Кстати, вот, что поражает до глубины души, так это подъезд, где все стены с первого по четвёртый этаж расписаны всевозможными рисунками и фразами, в основном, связанными с Булгаковым. В подъезд вход бесплатный, там живут люди, наверное, вполне обыкновенные, испорченные квартирным вопросом… Не знаю, как эти люди реагируют на окружающую движуху, но подъезд этот рекомендую посмотреть всем поклонникам Мастера и Маргариты. Зрелище потрясающее.
Бегемота я всё-таки нашла. Он тихо лежал под столом писателя, почти не двигаясь. Жара. Эх, не догадалась я взять с собой кусочек мяса или колбаски. Может быть, и вышел бы огромный чёрный котище на угощение. Уж очень хотелось погладить Бегемота. Какой-то парень сказал, что можно было и показаться коту за 150 рублей за вход музей, а я сказала, что видимо, он нас просто презирает, как всё остальное двуногое человечество… ну, разве что меня он презирает немного меньше, чем Вас… на что кошак потянулся и выставил вперёд свою огромную пушистую лапу. Потянуть его за лапу я не решилась, булгаковский Бегемот дорожил уважительным отношением к себе, как к коту, и я не стала портить впечатление о людях у этого, нынешнего, возможно, реинкарнированного Бегемота.
Одна комната в квартире выделена под интересный проект. В общем, там как бы нарисованный фасад дома, а внизу кнопки от звонков с номерами квартир и текстами, кто там жил; на кнопки нужно нажать, и зажигается свет на нарисованном фасаде и как бы видна импровизированная квартира в подсвеченном окошке. Вообще, как написано там о доме, что и без пятого измерения дом достаточно удивителен своими жильцами. Действительно, если почитать внимательно таблички под звонками, то кого там только нет…
А трепет, наверное, всё-таки был. Особенно после, когда уже вышла и ушла. Потянуло вдруг послушать «М и М» уже, кажется в сотый раз, аудиоверсия книги всегда есть у меня в телефоне. По дороге обратно на глаза мне попался булгаковский трамвайчик, который, как я поняла, возит экскурсии.
Не жалею, что потратила силы, но сходила на Садовую в гости к Булгакову. Как будто ещё один пазл обязательных дел аккуратно лёг в душу. Перечитала любимый роман ещё раз, на сей раз уже не вчитывалась в содержание, которое знаю почти наизусть, а представляла, как Булгаков работал над романом, как ловил неописуемый кайф от этой работы. Думаю, он ушёл в тот момент глубоко в астральный мир, который сам же и придумал. Роман, конечно, гениален, продуман до мелочей, одно событие в нём плавно вытекает из другого, нет лишних слов, даже мелочи не упущены, и даже финал, который очень трудно сочинять, видимо, поэтому у многих писателей он получается скомканным и непонятным, здесь выписан чётко и ясно. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю всё, о чём рассказал Булгаков. Раньше думала, что про Союз Писателей он написал так от личной обиды, теперь точно понимаю, что каждое слово в романе – живая правда, прочувствованная и испытанная на собственной коже. И роман этот, вечный, видимо, никогда не потеряет свою актуальность. И Мастер, как все мужчины, ребёнок и тряпка. И Маргарита, как все женщины, ведьма. И Воланд со своею свитой всегда наблюдает за нами, искушая и смеясь над нашими пороками. Ничего не проси у сильных. А где они, сильные? Днём с огнём не сыщешь…
150 рублей – небольшая плата по нынешним временам, учитывая, что за помещение нужно платить и сотрудникам нужно платить, так что, поклонники булгаковской прозы просто обязаны хотя бы раз в жизни посетить музей любимого писателя, и таких, полагаю, наберётся немало. У музея есть сайт с координатами музея, страница в ВКонтакте, где отвечают на вопросы. Всё очень просто. Так что, не сомневайтесь, идите и предавайте от меня привет Бегемоту!