Сказание о буревестнике, это вовсе не песнь о нем, а скорее повествование, и не о буревестнике вовсе, а о том, кто песню пел, насколько хорошо попадал в ноты и как доволен после этого, остался зрительный зал. А так же о том, что по окончании музыкального вечера, исполнителю, облаченному во фрак, намекая на сходство с королевским пингвином, настоятельно посоветовали спрятать «тело жирное в утесах» и как, сделав свой выбор, он вообще не прогадал. Ибо был не глуп от природы и по жизни весьма начитан.
Французский литературный критик Эжен Вогюз, на переходе из века в век, предположил, что все русские писатели той поры выросли из «гоголевской шинели». Но был один, младше возрастом, которому потертая «гоголевская шинель», хоть и добротного сукна, оказалась не по размеру, да и поднадоевший запах гоголевского нафталина, надо сказать раздражал. Талант вышеозначенного литератора произрастал на иных почвах, в других погодных условиях, да и удобрением больше служил навоз, нежели какая-нибудь европейская химия. Вылезши из дерьма, он шел по жизни с высоко поднятой головой, выпятив вперед широкую грудь, открытый всем ветрам и ненастьям. Будучи по натуре своей бунтарем, человеком до крайности самолюбивым и ревнивым до чужого успеха, тем не менее, до последних дней своих он оставался человеком добрым, отзывчивым и даже где-то наивным.
Таковым был этот человек необычной судьбы, личность крупного масштаба, самый яркий представитель вышедших из народа культурных идолов - Алексей Максимович Пешков.
Великим писателем, в истинном понимании этого значения, он не был. Даже обожавшие и считавшие его до мозга костей своим большевики, придумали для него специфическое звание «великого пролетарского писателя». Пролетарием, надо сказать, Алексей Максимович ни когда не был, да и само поименование, вызывает скорее улыбку - типа «Великий писатель для неграмотных», или же «великий писатель для не читающих книг». Скорее всего, имелось в виду его сермяжное сочувствие человеку физического труда и то, что он до революции давал большевикам не малые деньги, на которые те кутили по заграницам.
Одним из отправных начал, в его карьере «великого пролетарского писателя» послужило нелегкое детство, проведенное в качестве бастарда-приживалки в доме родственников до срока умершей матушки. Рано повзрослев, узнав, что такое туберкулез и систематические порки, Алексей Максимович, едва ли не подростком вступил в самостоятельную, полную соблазнов и разочарований, жизнь, или как говорили позже, вынужден был добывать свой хлеб насущный в тяжких, праведных трудах. Все это, разумеется, ни сколько не соответствовало действительности.
Случившись по происхождению из сословия мещан, мальчик Алеша, сызмальства был обучен грамоте имел неуемный, кипучий темперамент, склонность к бузотерству, и не желание у кого-либо идти на поводу, от чего так рано и покинул дедов дом. Будущий великий пролетарский служитель пера несколько лет скитался по городам и весям бескрайней России, то там, то здесь устраивался на работы, но подолгу нигде не задерживался. Физический труд не был ему приятен. Будущего писателя манили туманные дали и ореол прожженного, умудренного жизнью странника, ищущего на земле справедливость, будоражил воображение, не давая душевного покоя. Между тем, в молодости, Алексей Максимович, стремясь к познанию, достаточно много читал, расширял кругозор, и чуть позже усвоив, что языком чесать – не мешки ворочать, стал активно пописывать разного рода заметки и очерки в провинциальные газетенки, раз от раза все, более оттачивая литературный слог, к чему, безусловно, имел врожденный талант.
Будучи человеком от природы открытым, Пешков легко сходился с людьми, независимо от их благосостояния, сословия и политических взглядов. Мог вызвать к себе симпатии, но никогда не был через чур навязчив, умел, где надо смолчать и вообще составлял впечатление человека трезвого и смышленого. Как одаренный природой литератор, Алексей Максимович был тщеславен, что позволило еще в период становления, нарождающимся как поганки на дряхлеющем стволе самодержавия социал-демократам, поиграв на его самолюбии, перетянуть начинающего публициста в гнилое и вонючее болото правового нигилизма.
Несколько раз его забирали в охранку, но сразу, же признав в нем безобидного идеалиста, ни разу не побив, отпускали. Иной раз давали на дорожку медяков и самосаду.
Между тем, молодой Алексей Максимович истово горел желанием занять место на российском писательском олимпе, заняв подобающее место среди метров, книгами которых зачитывались симпатичные, вкусно пахнущие барышни и вонючие волосатые гимназисты. Чьи рассказы растаскивали на красивые цитаты снобы-интеллигенты и которых вежливо, на «Вы» величали толстосумы - книгоиздатели.
Особая самобытность, склонность к эпатажу, дикая работоспособность и бескомпромиссная прямота делали начинающего творца заметной фигурой на разношерстном фоне молодых литераторов. Постепенно одна за другой, перед ним открывались двери литературных кружков, где бездарей, ровняя с говном, в лучшем случае осмеивали. У Алеши не было не денег, не высоких покровителей, однако его уважали за его исключительные способности и черты характера, о которых, я уже упоминал. Вскоре Пешков стал восприниматься в столичной писательской среде кем то вроде доморощенного мессии. Надо сказать, что литературный бомонд, поры декаданса, представлял собой некую химеру. Огромное количество бездарностей рвалось на нивы писательского поприща в попытках их окучивать. Общая картина напоминала сумасшедший дом. Рушились вековые устои, мир менялся неотвратимо и далеко не в лучшую сторону. В грозовом воздухе метались призраки разнообразных «измов», забрасывая зерна смуты в неокрепшие полоумные мозги. Как сырая, ядовитая плесень, по элитным литературным салонам ползли кокаин, мизантропические настроения, педерастия и предчувствие скорой погибели. Брутальным поэтескам, интеллектуалкам и псевдо эстеткам, иволютивным, эмансипированным карманным музам того, в общей массе не хватало грубого, простого мужика, который был бы далек от разного рода сантиментов в области полового вопроса и не подменял свой «стояк» стезей душевных терзаний. Таковым и случился наш выходец из народа, сморкающийся в портьеры и подчеркнуто окающий Алексей Пешков. Употребив с безжалостностью маслобойки дюжину - другую подобных фемин, а возможно и нескольких гусляров серебряного века, набирающий обороты литературный талант, перешел в иное, теперь уже профессионально почитаемое качество. О нем заговорили с восторгами и придыханием, стали много печатать. Нужда отступила. Некоторые именитые, куда более возрастные люди стали его в разговоре именовать «Максимыч».
В сравнительно молодом возрасте, что согласитесь, бывает крайне редко, к писателю пришло признание. Пешков зажил, на широкую ногу, не стесняясь. Дескать – на свои гуляем. Было в нем что-то от волжских купцов. Многим запомнились незатейливые шутки, особенно когда он со своим другом, тоже человеком не ординарным, басовитым певцом Федором Шаляпиным, набравшись в зюзю, поливал из ведер холодной водой случайных прохожих, били стекла в домах обывателей и испражнялись в парадных присутственных заведений. Окружавшие его подхалимы, сравнивали своего благодетеля с весьма популярным в народе Григорием Распутиным, в чем не были далеки, на мой взгляд, от истины. Прорисовываться масштаб личности, не укладывающийся в обыденные рамки.
Тогдашние патриархи от высокой литературы, ставшие богами еще при жизни, Лев Толстой и Антон Чехов, удостоили младшего товарища, аудиенциями, не пожалев при этом добрых напутственных слов. Льву Николаевичу Алеша напомнил его самого в молодые годы, Чехов же вероятно, расценил тогдашний творческий псевдоним Пешкова – Иегудиил Хламида, за наличие у автора искрометной самоиронии, в чем, разумеется, ошибался. Обоих мэтров молодой человек пленил своей необычайной душевной простотой, пытливостью и здоровой наглостью. И еще, что оба экселенца отметили, так это редкое свойство – полная незлобивость и снисходительность к коллегам по писательскому цеху.
После этих знаковых встреч, Алексей Максимович Пешков еще больше уверовал в свой исключительный талант, придумал себе новый псевдоним - Максим Горький, и стал появляться на обществе в цивильном европейском платье. Тогда же, как и всякого нувориша, молодого, исполненного гениальными замыслами автора, потянуло посетить заграницы, так сказать, людей посмотреть, себя показать.
Кое-где в Европе о нем были наслышаны и принимали тепло. Более других мест, по душе, странствующему писателю, пришелся итальянский остров Капри, где Алексей Максимович, несколько лет кряду снимал роскошную виллу. Многие гости с восторгом вспоминали время своего тамошнего пребывания, а местные аборигены, люди консервативные и очень религиозные, говорят, до сей поры, при взгляде на это изящное богатое строение, осеняют себя крестным знамением. Даже развалины дворца императора Тиберия, не повергают их в такой трепет.
Первое время писатель довольствовался малым кругом общения. Гражданская жена- бывшая актриса Андреева, любовница – секретарша с мужем, кухарка и два-три тунеядца, на воспитании которых он обследовал популярные в то время методы австрийского психиатра доктора Юнга. Жизнь текла размеренно и казалось благодать никогда не закончится. Горький наслаждался прогулками на рыбацких шаландах вдоль скалистых, обрывистых берегов, походами в живописные горы и этнографическими, алкогольными экскурсиями в островные итальянские деревни. В тот период жизнь била ключом. Писатель много работал. Несколько его произведений той поры, пропитанные духом истинного романтизма, по полному праву вошли в сокровищницу мировой литературы.