Ну, что, сестренка! Вся надежда только на тебя, - голос брата был очень серьезным, - Придется тебе прокручивать записи, пока меня не будет, иначе пленка слежится и испортится. Делай это, как можно чаще, головку магнитофона протирай спиртом, а если порвется пассик - вот запасные, сама-то сможешь поменять? Я уверенно кивнула. Надеюсь на тебя! – сказал брат и ушел.
Ровно два года, пока он служил, я добросовестно исполняла возложенную на меня миссию спасения магнитофонных лент с любовно и многократно переписанными с одного магнитофона на другой западными альбомами, которые с таким трудом сумели пробиться сквозь железный занавес страны Советов.
Два года я делала уроки под звуки неподражаемого голоса Фредди Меркьюри легендарной «QUEEN», музыкальное блеяние, гавканье и хрюканье животных альбома «Animals», фантастическо-космических звуков «The Dark Side of the Moon» «Pink Floyd» и рок оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Jesus Christ Superstar», формируя и оттачивая свой музыкальный вкус. Не знаю, к худу или к добру, но именно тогда у меня сложилось стойкое понимание того, какой должна быть рок музыка и рок опера в частности.
Несколько позже, но и у нас в стране стали появляться первые отечественные рок оперы. Некоторые были очень неплохи, особенно если учитывать условия формирования рок культуры в нашей стране. На «Юнону и Авось» московского Ленкома, приехавшего в Питер на гастроли, билеты было просто не достать, и группа неудачников, со мной в том числе, пробиралась в зал окольными путями. Сначала через чердак по стропам мы перебрались на другую крышу, затем по винтовой лестнице в полной темноте, держась за руки, спустились под сцену, и потом поднялись за кулисы. Правда, успели мы лишь на конец заключительного акта, но все равно восторгу не было предела.
Вообще этот музыкальный жанр у нас не особо популярен, как мне кажется, а попытка привнести его в массы в виде мюзиклов провалилась окончательно 26 октября 2006 года с терактом в «Норд Осте». Тем более интересным событием оказалось для меня выход в свет в сентябре этого года рок оперы Александра Градского «Мастер и Маргарита». Очень хотелось верить, что с ее появлением «феникс» возродится.
История создания рок оперы впечатлила. Градский над ней работал почти 30 лет, было задействовано в ролях 57 артистов театра и кино, а так же известные певцы, большинство из которых – признанные звезды. В их числе:
Николай Фоменко (Коровьев),
Лолита (Гелла),
Иосиф Кобзон (Каифа),
Владимир Маторин (Афраний),
Максим Кучеренко (секретарь Пилата),
Алексей Петренко (Крысобой),
Любовь Казарновская (супруга Борова),
Андрей Макаревич (буфетчик Соков),
Александр Кутиков (Контролер),
Евгений Маргулис (дежурный Торгсина),
Валерий Золотухин (Босой),
Александр Розенбаум (Стравинский),
Татьяна Анциферова (медсестра),
Владимир Зельдин (Ариман),
Максим Леонидов (Лаврович),
Алексей Кортнев (Латунский),
Елена Камбурова (Лапшенникова),
Олег Табаков (Семплеяров),
Людмила Касаткина (жена Семплеярова),
Лариса Голубкина (родственница),
Григорий Лепс (шофер),
Сосо Павлиашвили (мужчина в Варьете),
Александр Буйнов (начальник угрозыска),
Леонид Ярмольник (вахтер),
Геннадий Хазанов (покупатель) и это далеко не весь список.
Правда, меня сразу насторожило отсутствие в этом списке фамилии Гурченко, но я успокоила себя тем, что ей там на самом деле нет подходящей роли, ну, на Маргариту же играть, в конце то концов, Хотя как знать, как знать….
Зато все главные роли Александр Градский забрал себе. Он исполняет партии Мастера, Иешуа, Воланда и даже Кота Бегемота. Хотя сам Градский, который и написал либретто, оправдывает это так: якобы главному герою чудится, что он сам выступает во всех этих ролях. Видимо главным героем он представлял себя. Но этот хитрый ход сыграл недобрую шутку, так как без либретто вообще трудно понять, кого в данный момент он исполняет, потому, как одновременно он поет сразу за двух, а то и трех героев. Возможно, что для любителей своеобразного голоса Градского это только в радость, но меня напрягало.
Не понятно, к чему нужно было приглашать такое огромное количество исполнителей. Зачем все эти люди? Многие из них вообще произносят единственную фразу и исчезают навсегда.
Теперь непосредственно о музыке. Сказать честно, то авторских идеи было очень мало. Саша не стесняясь использовал нарезки произведений Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Соловьева-Седого, Россини, Генделя, Верди, Кальмана, и других известных композиторов, атрибутами рок музыки стали так же «цыганочка», «частушки» и прочие народные и почти народные субстанции, вроде знаменитых мюзиклов «Чикаго» и «Кабаре». То и дело слух улавливал хорошо известные мелодии советского периода. Рок музыки в классическом ее понимании с запоминающимися гитарными соло и вставками ударных и клавишных инструментов, что–то припомнить не могу. Хотя симфонические фрагменты музыки были достаточно на высоте.
Справедливости ради стоит сказать, что все же были настоящие авторские находки. Несколько партий, включенных в оперу как лирические монологи Мастера, наверняка войдут в золотой фонд песен Градского. Они готовы к концертному исполнению. Песня «Позвонит всем Азазелло» - определенная удача.
Текст. Ну что тут сказать! Он целиком и полностью складывается из цитат романа Булгакова, а так же стихотворной пьесы Павла Грушко «Было или не было» и зонгов самого Градского, пропевается или декламируется речитативом. Цель максимально приблизить текст к Булгаковской прозе себя не оправдала.
Из-за большого количества исполнителей, эту оперу невозможно будет поставить на сцене, ну, если, конечно А. Градский не возьмется все исправить и исполнить все партии самостоятельно. Думаю, что широчайший диапазон его голоса позволит это осуществить. А что, было бы интересно послушать, что из этого получится.
В общем, как мне показалось, для создания такой рок оперы 30 лет очень большой срок. Да и слово рок хочется взять в кавычки. Возможно, я не права и время расставит все на свои места. А пока ждем, я, пожалуй, достану заветную магнитофонную ленту, протру спиртом головку магнитофона и послушаю уже, наверное, в тысячный раз, проверенную временем и так любимую мной рок оперу «Jesus Christ Superstar».
http://musicmp3.spb.ru/mp3/1509/aleksandr_gradskii.htm
Искренне ваша
Саламандра