В 1985 г. Горбачевым была провозглашена новая внешнеполитическая доктрина СССР, которая получила название «Новое мЫшление». Суть проста – приоритет не классовых, идеологических, этнических, религиозных, национальных и т.д. интересов, а общечеловеческих универсальных принципов. Как известно, при том что никто больше этого беспезды гуманистического проекта не принял, все вылилось в последовательную сдачу позиций на международной арене.
Ельцин продолжил эту политику: было логично под универсальными принципами понимать либерализм, который он трактовал как американизм. Да и Путин по началу действовал так же. Сейчас, например, никто не вспоминает его поездку на Кубу в 2001 г. и торжественное закрытие там, в одностороннем порядке военной базы и радара сканировавшего половину территории США. А теперь можно сколько угодно «хлопать ушами и шлепать себя по ляжкам» (с).
Это типичный пример космополитизма, который укладывается в классическую сентенцию Диогена: «Я гражданин мира». Соответственно патриотизм в 1990-е был крайне не моден. Он ассоциировался с коммунистами и вообще советским прошлым. В ходу тогда была вырванная из контекста фраза Сэмюэла Джонсона «патриотизм – это прибежище подлецов». Деидеологизировали все общество, и, прежде всего школу и армию. Налицо утопия.
Однако скоро стало ясно, что такое космополитическое общество может дробиться бесконечно. И всем все больше насрать на государство и его цели. И родина там, где тепло и много денег. Как следствие - утечка мозгов, политическая пассивность, гражданский хаос и т.д. (Замечу, что параллельно в 1994 году в New-York Times вышла нашумевшая статья известного американского философа Рорти, который призвал американцев как раз к развитию патриотизма, национальной гордости и проч.)
И вот, наконец, в последнее время государство вновь обратилось к патриотизму. Им стали активно накачивать народ через СМИ. Патриотизм, как известно, это любовь к родине. То есть для патриотизма как минимум нужна родина. А что такое родина? Для быдла это баня, водка, гармонь, лосось и спикер совета федераций Миронов.
Но такой патриотизм очень быстро ведет к откровенному национализму. Такие, новоиспеченные «россияне», быстро превращаются в «русских», потом в «казаков», потом в «уральских казаков», потом в «уральских казаков на Мерседесе» и т.п. Общности опять не получается, наоборот растет дифференциация, более того, формируется снова конфликтная ситуация, дурная бесконечность. Процесс такого тлетворного влияния дешевой патриотической пропаганды на слаборазвитое сознание мы видим на нашем политсру.
Как выясняется патриотизм требует серьезного культурного наполнения. Не аляповато-лубочного, сериального, а настоящего, глубоко осмысленного, позитивного образа Родины, воплощенного в лучших образцах искусства.
К примеру с точки зрения исторической науки сравнение Сталина с Петром I и Сталина с Гитлером одинаково бессмысленны. В то же время с политической точки зрения они одинаково обоснованы. Но мы выбираем навязанное нам с бессодержательным понятием «тоталитаризм» последнее. Зачем же тогда удивляться, что эстонцы сравнивают наших солдат с фашистами? Ведь, очевидно, что страна с обосранным прошлым и извращенной памятью о предках не может быть родиной.
В 2002 г. в Питере сделали памятник русскому жандарму. Прекрасно! (не к дню рождения Александра Сергеевича будет сказано) Зачем подчеркивать только то, что это душители свободы, убийцы и враги просвещения? Они ведь и государство защищали. И Фандорин – хороший, позитивный образ русской охранки. Почему тогда не поставить памятник сотруднику МГБ? И популяризировать не мифы о ГУЛАГе, а образы смершевцев из «Момента истины» или Глеба Жиглова?
Конечно патриотизм нужен. Но не хамский, основанный на незнании и нежелании принимать свое прошлое и уссывающийся от современной России представленной в виде дешевых суррогатных символов и хитрожопой псевдоинтеллектуальной элиты. На этом здоровое общество не построить. Эту шовинистическую малограмотную сволочь я бы измерял в сванидзах. А открытый патриотизм. Когда люди наоборот обладают позитивным образом истории России и соответственно критически с переживанием настроены по отношению к настоящему и будущему.