Прежде чем описать всю процедуру снятия художественного фильма, скажу сразу, это довольно просто. В техническом плане. Даже смогу вас заверить, что на всё про всё у вас уйдёт день, ну максимум два. Нет, может, конечно уйти и год, но если следовать нижеприведённым советам, то всё должно получится довольно быстро. Все советы начинающим фильмейкерам я разобтю на три части: 1. Драматургическая и сценарная. 2. Операторская и монтажная. 3. Редакторская и техническая. Чтобы было понятнее, по своему повествованию я сниму маленький фильм, который и выложу, как итог, т.е. повествование будет с примерами. И так, поехали. Да, ещё раз замечу, чтобы снять и смонтировать фильм вам нужно всего лишь: мобильник с возможностью записи видео, компьютер и немного фантазии с терпением.
1. Драматургия и сценарий.
Предположим, что вы уже выбрали жанр вашего художественного фильма и у вас есть сюжет. Но сюжет сам по себе без разного рода формальностей ввиде всяческих сцен и диалогов и не кино вовсе. Учитывая то, что люди годами учатся драматургии, я не будем кощунствовать над их чувствами, а просто скажу, что построить свой фильм нужно (но не обязательно) по классической схеме: замут - развитие замута - размут. В моём фильме, на примере которого я буду давать советы, эта схема выглядит примерно так.
Кот проснулся утром и почуствовал, что он голоден. Он подошёл к миске, обнаружил, что она пуста и расстроился. Это замут, зритель понимает, что произошло нечто ужасное, что заставляет главного героя действовать. В развитие замута кот метается по кухне, залезая под стол, под стулья, на шкаф, смотрит в окно, но нигде не обнаруживает еды. Далее он продолжает свои поски в коридоре, ванной, туалете, в комнате, но везде его постигают неудачи. Это развитие замута, в продолжение которого зритель нахродится в постоянном напряжении. Казалось бы, что коту уже ничего не может помочь и он обречён на поражение, но появляется другой герой - ноги хозяина, потеревшись о которые, коту удаётся получить еду. Счастливый финал, титры, смешные моменты со съёмок.
Но это не сценарий, на основании этого ничего стоящего снять не удастся. Нужен сценарий. Я не будем придерживаться академических киношных правил со свякими там поэпизодниками, сценариями, режиссёрскими сценариями и раскадровками. Это не нужно. Я предложу вам простой и весьма универсальный способ - сразу пишем сценарий с раскадровкой, т.е. сначала пишем сценарий, о чём несколько ниже, затем расставляем планы для камеры по всему сценарию, но это уже друкая часть советов. Сначала сценарий. Как же его написать? А очень просто.
Для начала разобъём весь фильм на сцены. У меня получилось вот так:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутсвие еды.
Сцена 2. Кот ищет еду на кухне.
Сцена 3. Кот ищет еду в коридоре, в ванной, в туалете.
Сцена 4. Кот ищет еду в комнате.
Сцена 5. (отчаяние) Кот смотрит в окно.
Сцена 6. Ноги хозяина помогают коту с едой.
Титры.
Разбив весь фильм на сцены начинаем каждую сцену обрисовывать действием и диалогами. Даже не смотря на то, что кот и ноги не разговаривают, диалог всегда существует (на самом деле я их просто озвучу). Также необходимо, чтобы были действия и весьма динамичные. У нас же мобильное кино, поэтому действия должны быть вообще динамичными! Обрисовываем наш сценарий с уже отделёнными сценами действием и диалогими. И запомните, только дейсвие и диалоги, никаких литературных описаний - это проблема режжисёра, т.е. вас.
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутсвие еды.
Кот спит. Кот просыпается. Оглядывается вокруг. Подходит к миске. Миска пуста.
Кот: О боже! Моя миска пуста! С этим что-то надо делать!
Сцена 2. Кот ищет еду на кухне.
Кот смотрит по столом.
Кот: О мои когти, под столом еды нет!
Кот смотрит еду под стулом.
Кот: О мои усы, под стулом еды нет!
Кот смотрит еду под раковиной.
Кот: О мой хвост, под раковиной еду нет! Надо посмотреть еду в коридоре!
Сцена 3. Кот ищет еду в коридоре, в ванной, в туалете.
Кот смотрит еду в коридоре.
Кот: Даже несмотря на то, что в коридоре еды нет, я вижу двери в туалет и ванну, возможно еда есть там и я её попытась найти!
Кот смотрит еду в ванной, в раковине, в туалете. Звучит трагичная музыка.
Кот снова стоит в коридоре, грустно глядя в даль.
Кот: Тут вообще нигде нет еду. Но, я слышал, в этом месте должна быть ещё и комната, наверняка я смогу там найти еду.
Сцена 4. Кот ищет еду в комнате.
Кот ищет еду под кроватью.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду на телевизоре.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду под компютерным столом.
Кот: И тут еды нет. Наверное еда пропала во всём мире. Нет мне спасения. Осталось уйти в глубокую депрессию и ждать голодной смерти.
Сцена 5. (отчаяние) Кот смотрит в окно.
Кот смотрит в окно. Звучит трагичная музыка.
Сцена 6. Ноги хозяина помогают коту с едой.
Появляются ноги хозяина, кот спрыгивает с окна, подходит к ногам.
Кот: Здраствуйте, ноги хозяина.
Ноги хозяина: Привет, кот.
Кот: Может быть вы мне поможете с едой?
Ноги хозяина: Конечно, кот.
Волшебным образом в миске появляется еда. Кот ест. Финал.
Титры.
Вот по такому сценарию, в принципе, уже можно снимать. Но не имея разбивки на планы, оператор, т.е. вы, не сможете снять материал для фильма в приглядном для зрителя виде. Поэтому, нужно в сценарии прописать планы с которых нужно снимать каждый кадр. На этом месте начинается вторая часть советов - операторская и монтажная.
2. Операторская работа и монтаж.
Прежде чем прописывать в сценарии планы, с которых вы будете снимать, расскажу несколько простых правил по монтажу. Вообще, что такое планы? А планы, они вот:
Это позиции с которых оператор снимает героя. Вот описание: 1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа. 2. Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи. 3. 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса. 4. 2-й средний план. Фигура человека по колено. 5. Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки. 6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.
Для чего нужна разноплановость? А для того, чтобы глаз человека не уставал смотреть кино и картинка постоянно менялась. Планы нужно постоянно менять, чтобы потом, при монтаже можно было сделать хорошее кино. Вот маленький заком смены планов: Вековая практика показала, что легко и без спотыкания смотрится переход по крупно-сти через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Как бы исключение из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов.
Честно говоря, правил монтажа очень много, но все их перечислять здесь нет смысла, для нашего кино будет достаточно правила монтажа по планам. Где почитать остальные правила смотрите в конце в списке использованной литературы.
Итак, сценарий с раскадровкой. Планы я буду указывать буквами ОП или ДП или 1СП, думаю понятно:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутсвие еды.
(Дальний План) Кот спит. (Общий план) Кот просыпается. (1-й Средний План) Оглядывается вокруг. (Общий план) Подходит к миске. (1-й Средний План) Миска пуста.
(Крупный план) Кот: О боже! Моя миска пуста! С этим что-то надо делать!
Сцена 2. Кот ищет еду на кухне.
(2-й Средний План) Кот смотрит по столом.
(Крупный План) Кот: О мои когти, под столом еды нет!
(2-й Средний План) Кот смотрит еду под стулом.
(Крупный план) Кот: О мои усы, под стулом еды нет!
(2СП) Кот смотрит еду под раковиной.
(Крупный план) Кот: О мой хвост, под раковиной еду нет! Надо посмотреть еду в коридоре!
Сцена 3. Кот ищет еду в коридоре, в ванной, в туалете.
(Дальний План) Кот смотрит еду в коридоре.
(Общий план) Кот: Даже несмотря на то, что в коридоре еды нет, я вижу двери в туалет и ванну, (1-й Средний План) возможно еда есть там и я её попытась найти!
(Общий план) Кот смотрит еду в ванной, в раковине, в туалете. Звучит трагичная музыка.
(Дальний План) Кот снова стоит в коридоре, грустно глядя в даль.
(Общий план) Кот: Тут вообще нигде нет еду. (1-й Средний План) Но, я слышал, в этом месте должна быть ещё и комната, (Крупный план) наверняка я смогу там найти еду.
Сцена 4. Кот ищет еду в комнате.
(Дальний План) Комната. (Общий план) Кот ищет еду под кроватью.
(1-й Средний План) Кот: Тут еды нет.
(Общий план) Кот ищет еду на телевизоре.
(1-й Средний План) Кот: Тут еды нет.
(Общий план) Кот ищет еду под компютерным столом.
(1-й Средний План) Кот: И тут еды нет. (Крупный план) Наверное еда пропала во всём мире. (Деталь) Нет мне спасения. (Крупный План) Осталось уйти в глубокую депрессию и ждать голодной смерти.
Сцена 5. (отчаяние) Кот смотрит в окно.
(Общий план) Кот смотрит в окно. Звучит трагичная музыка.
Сцена 6. Ноги хозяина помогают коту с едой.
(Общий план) Появляются ноги хозяина, кот спрыгивает с окна, подходит к ногам.
(1-й Средний План) Кот: Здраствуйте, ноги хозяина.
(1-й Средний План) Ноги хозяина: Привет, кот.
(1-й Средний План) Кот: Может быть вы мне поможете с едой?
(1-й Средний План) Ноги хозяина: Конечно, кот.
(Крупный план) Волшебным образом в миске появляется еда. (Общий план) Кот ест. Финал.
Титры.
Вот и всё! Этого достаточно, чтобы начинать снимать фильм! Снимаете, скачиваете кусочки на компьютер (о том как это сделать в следующей части) и монтируете!
3. Редакторская и техническая.
Отсняв все сцены, можно приступать к монтажу, хоть, конечно, это и не самое интересное занятие, но фильм смонтировать надо. Для этого все отснятые кусочки видео скачиваем на компьютер, припомощи кабеля, ИК, блютуф или чего ещё там у вас есть для вашего телефона. Если этого ничего нет, то можно воспользоваться различными интернетными сервисами. Лично я опробовал mopoto.com. Там всё просто, регистрируешься, тебе дают емейл, на который надо сбрасывать эмэмэски с видео и они появляются у вас в журнале. Вот, например, кусочек одной сцены в 3gp. Далее всё это скачивается на компьютер. Я всё сцены для своего фильма скачал при помощи шланга и выложи сюда (rar 3,5 метра). Теперь всё это осталось импортировать в редактор. Я например монтирую в Adobe Premiere Pro 2.0 (там есть трайаут версия, можно скачать, при желании её можно превратить в нетрайаут), но легко можно монтировать и в Windows Movie Maker'е, а уж у кого мак, то тому сам бог велел. Но у кого винда, для начала полученное видео надо сконвертить в какой-нибудь формат, чтобы редактор понял его. Я конвертирую супером, не меняя параметров видео в avi. Потом всё склеиваю (как пользоваться видеоредактором, я объяснять не буду, там всё очень просто), делается всяческий постпродакшн, подкладывается музыка, титры и получается кино.