Fallout (англ. радиоактивные осадки или последствия)
Читается как Фэллоут , но в среде игроков прижилось название Фаллаут.
Fallout как много в этом слове для сердца геймера слилось.
Сказать что Fallout оставил свой след в игровой индустрии - это значит ничего не сказать, это была первая на моей памяти столь масштабная и атмосферная игра. Фактически с ее выходом появился эталон того как должна выглядеть идеальная RPG.
А ведь поначалу она мне не понравилось и как только на меня в пещере поперли крысы появилось непреодолимое желание снести игрушку с винта. Слава богу, что то удержало от столь опрометчивого поступка, ступив на поверхность постядерного мира - он полностью поглотил меня на несколько недель.
1997 год, как давно это было…
И вот значит вышел Fallout 3, что нас ожидает в третьей части, полное погружение игрока в атмосферу происходящего, вплоть до того что будет жаль время на сон и еду в реальном мире или горькое разочарование и проклятия в адрес разработчика?
Кстати о разработчике, разработчик и он же издатель игры на западе - Bethesda Softworks, известная своей серией ролевых игр The Elder Scroll, не ожидает ли нас второй Обливион в новом антураже?!
Мне очень не хотелось бы разочароваться в Фаллауте 3, игра по истине великая и заслуживает качественного продолжения, Black Isles Studio вложила душу и сердце в свое творение,
запомоить легко а вот сделать очередной шедевр ох как не просто, планка поднята очень высоко.
Уже не раз убеждался, что чем выше номер серии тем ниже качество продукта, это касается как фильмов так и игр, никогда я так еще не плевался, как после просмотра Терминатора 3, испоганили всю идею,
плюнули в душу гениальному Камерону, из Шварцнегера сделали клоуна, тьфу, после этого последующие части смотреть как то уже нет желания.
Плохой знак – игра мультиплатформенная, выходит как для PC так и для X-Box 360, а это может значить устаревшую графику и кривое управление, также по слухам использован уже устаревающий движок как раз приснопамятного Обливиона. С другой стороны не такие высокие системные требования, у кого нормально идет Обливион, у того и Фалл нормально пойдет.
И вот отшуршал в приводе установочный диск, на экране возникла знакомая заставка – главгерой в энергетической броне.
Мы дождались его!!!
Лезем в настройки, нам открывается меню с богатым выбором, можно выбрать соотношение сторон (поддерживаются широкоформатные мониторы), разрешение экрана , сглаживание и анизотропию.
Из режимов детализации доступны 4-ре предустановки, от Низкой до Ультры, можно настроить детализацию вручную из кучи различных параметров.
Можно также выставить оконный режим, вертикальную синхронизацию и HDR.
Забегая вперед, скажу, что на моей GeForce 8800gts 512mb в связке с процом Core 2Duo 8400E игрушка
летала на максимальных настройках.
Минимальные системные требования в игре очень низкие по нынешним меркам, всего:
* Windows XP/Vista
* 1 Гбайт оперативной памяти (XP)/ 2 Гбайт (Vista)
* Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц или более мощный
* Видеокарта, совместимая с Direct X 9.0c, 256MB RAM (NVIDIA 6800 или лучше/ATI X850 или лучше)
Если грамотно выставить настройки, игрушка нормально пойдет даже на самом чахлом железе, было бы желание.
Да, владельцам Висты придется закатать губу (половую), игрушка не поддерживает 10-й директ икс, соответственно всех красивостей предоставляемых им нам не увидеть как своих ушей, за это огромный минус разработчикам.
Наконец нажимаем - Играть, на экране Пендостан 50-х годов тотально уничтоженный ядерной войной, за кадром голос диктора вещает предысторию - “Война, война никогда не кончается….”
Для тех кто не помнит или не знает – шла война из за последних месторождений горючки, между Пендосией и Китаем (странно что не с Россией) , война переросла в ядерную, 23 октября 2077 года обе державы наносят массированные удары атомным оружием по территории противника, большая часть
населения земли погибает, немногим выжившим посчастливилось спастись в Убежищах (Vault).
Всплывают ностальгические воспоминания, когда мы были маленькими а компьютеры большими…, эх.
Пока все выдержанно в духе старого доброго Фаллаута, посмотрим что будет дальше.
Действия игры происходят через 30 лет после событий во 2-м Фаллауте, как и в первой части все начинается с Убежища, на этот раз с Убежища 101. Территориально в округе Колумбия Соединенных
Штатов. Нам предстоит как вдоволь пошататься по пустошам, так и посмотреть во что может превратится
столица Пендостана после ее ядерной бомбардировки. В игре использован очень оригинальный метод выбора персонажа, для начала мы рождаемся, да – да в прямом смысле этого слова, роды принимает наш отец - он медик, далее идет выбор пола, теперь главным героем может стать и дефчонка, называем ребенка – забиваем свой ник. Также есть возможность выбрать расу протагониста , морду лица и прическу из пресетов, а также похимичить в небольшом редакторе. В зависимости от того какую расу мы выберем, такой расы будет и наш отец, мелочь а приятно. Ребенок растет, в годовалом возрасте мы уже можем выбрать себе поинты силы, интеллекта, харизьмы и.т.д.
Сохранена знаменитая система S.P.E.C.I.A.L. - по первым буквам основных характеристик персонажа: Strength (Сила), Perception (Восприятие), Endurance (Выносливость), Charisma (Обаяние), Intelligence (Интеллект), Agility (Ловкость), Luck (Удача).
Что важнее сила или ум?!
Показывают наше взросление и становление в Убежище, попутно происходит ознакомление и обучение всему что может понадобится для прохождения игры, авторы стараются сделать все чтобы игрок
вжился в свою роль и это надо сказать у них неплохо получается.Все персонажи в игре взаимодействуют друг с другом, реагируют на происходящие события, общаются, все конечно построено на скриптах, но выглядит достоверно, полное ощущение что ты находишься в живущем своей собственной жизнью мире.
В 3-м Фаллауте разработчики отказались от изометрической проекции, теперь нам доступны два динамически переключающихся вида – от первого или от третьего лица, время и технологии делают
свое дело, в изометрии эрпэгэшок становится все меньше и меньше.
В плане графики впечатления неоднозначны. С одной стороны модели людей простоваты, много размытых текстур в низком разрешении, слабо проработанная лицевая анимация, даже в том же древнем Half-Life 2 дела с этим обстоят гораздо лучше, ну и конечно отсутствие DX10. С другой стороны виды пустоши, разрушенного Вашингтона, архитектура уцелевших зданий, игра света и тени, рассветы и закаты, вызывают восхищение, геймдизайнеры поработали на совесть. Но как мы уже знаем красивая картинка не всегда самое главное в игровом процессе, в том же Кризисе саму по себе пустую игру она не спасает.
В десять лет на день рождении нам дарят Пип-Бой 3000, несмотря на стремное название это самый важный девайс в постядерном мире, в нем сосредоточены все основные функции по управлению персонажем. В третей части Пип-Бой носится на руке как массивный браслет. При помощи него можно посмотреть и изменить свой статус, навыки, способности. В нем есть информация по заданиям, заметки, местная и глобальная карты с отметками-маркерами локаций (по мере нахождения локаций).
Теперь нет привычной для RPG куклы персонажа и слотов для оружия и предметов, все управляется через Пип-Бой, решение спорное и непривычное, но с другой стороны очень удобное. Когда мы вызываем Пип-Бой время в игре останавливается, противники не нападают, нам дают возможность спокойно выбрать
оружие, сменить экипировку и подлечится.
Мегадевайс.
Неплохо проработан сюжет игры, множество вариантов ответа в диалогах, от ваших действий напрямую зависит дальнейшее развитие событий, всего разработчиками предусмотрено около двухсот различных концовок игры, прохождение же основной сюжетной линии должно занять по их словам не менее ста часов игрового времени, учитывая множество второстепенных квестов и нелинейность, игра рискует надолго поселится на жестких дисках ваших компьютеров. Все таки в начале все идет по некоторым сюжетным рельсам, после возмужания настает время выбраться
из Убежища на поверхность, для поисков отца, мы с боем прорываемся к выходу.
Кстати о системе боя, теперь она не полностью пошаговая как было в первых двух частях, а в реальном времени, но можно выбрать систему V.A.T.S. - Вспомогательная Система Прицеливания Vault-Tec.
Я честно говоря не могу себе представить, как можно сделать полностью пошаговую систему боя в 3D, выглядеть на мой взгляд она будет ущербно, вот в изометрии все органично.
Заключается система V.A.T.S. в возможности нацеливания на конкретную часть тела противника, причем в процентах указывается вероятность попадания, в этом режиме как и раньше расходуются очки действия, израсходовав все очки действия нужно подождать какое то время для их восстановления, но зато можно произвести прицельный выстрел по супостату с возможным получением критического ранения. Вероятность попадания зависит от расстояния до противника, надетой на него брони, а также на сколько хорошо вы владеете данным типом оружия.
Куда жахнуть, в пузо или жбан?
Не ленитесь обыскивать трупы, столы и шкафы, в них можно найти кучу полезных шмоток, но не увлекайтесь, переносимый вами вес имеет фиксированную величину, он зависит от параметра
Сила и Выносливость. Запертые двери и ящики можно взламывать с помощью шпильки и отвертки, вероятность успешного взлома зависит от навыка героя – Взлом, в некоторых местах взлом карается снижением кармы.
Многотонная железная дверь откатывается в сторону и вот мы на поверхности, первое что бросается в глаза – до чего же унылый пейзаж, ни одного зеленого деревца, повсюду разруха и хаос.
Возникает ощущение полной свободы, что можно пойти куда угодно, и на самом деле с этого момента мы полностью свободны и вольны пойти куда нам вздуматься и делать все что душе угодно, обследовать
возможно практически любую точку карты, лишь в некоторых местах нас ограничивают естественными препятствиями в виде водоемов, гор, куч обломков, а в Вашингтоне зачастую из одной локации
в другую можно попасть только по туннелям заброшенного метро. Все соответствует духу постядерного мира, пустоши в которых за твою шкуру не дадут и ломаного гроша, крышечка от бутылки в виде денежной единицы, ядер-кола, первый же город с названием Мегатонна, люди в котором покланяются ядерной бомбе. Жители не скупятся на квесты, практически с каждым можно вступить в диалог, который полностью озвучен, а не как раньше только текст и все. Практически все NPC самобытны, копипаст случается достаточно редко, что очень разнообразит игровой мир.
Постоянно приходится делать моральный выбор, купить или украсть, убить или подарить жизнь, все наши действия влияют на карму и соответственно на отношения к нам окружающих.
И еще не известно что лучше, быть всегда хорошим или плохим, например некоторые персонажисоглашаются идти с вами только при отрицательной карме.
Подвзорвать или нет, вот в чем вопрос…
По всем локациям разбросаны терминалы с полезной информацией, их также можно и нужно взламывать, сложность взлома различная, сможете вы или нет вскрыть терминал зависит от степени навыка Взлом и Наука, навыки в игре играют огромную роль, как и во всей серии Фаллаут, очень хорошо что Bethesda придерживается этой традиции. Какие навыки развивать, распределяя очки при очередном левелапе, зависит только от вас, например навык Бартер влияет на цену товара при торговле, Тяжелое оружие – умение пользоваться гранатометами, огнеметами, миниганами, Медицина – сколько очков здоровья восстанавливается при применении стимпака. Еще при левелапе дают возможность выбрать способность, например способность Ворюга позволяет
получать дополнительные пять очков к навыкам Скрытность и Взлом.
Всего апов будет двадцать, полубогом стать не получится, так что сосредоточьте свое внимание на тех навыках, которые вы хотите прокачать в большей степени.
Прокачка.
История в Фаллауте альтернативная, и не смотря на то, что ядерная война была в 2077 году, мода,
стиль, дизайн и музыка соответствуют Америке 50-х годов реального мира и она как бы застыла
после ядерного апокалипсиса.
Из радиоприемников звучит милая музыка 50-х, освещаются основные события в игре, кстати разработчик
обещал возможность загрузки своих треков, как в серии GTA, но этого я пока не проверял.
Радио есть и в Пип-Бое, иногда ловятся частоты радиопереговоров, из них мы можем получить
довольно интересные дополнительные квесты.
Техника, автомобили, торговые автоматы, прически у обитателей мира, все из тех
времен, выглядит это все очень стильно и к месту, но в тоже время древние ЭВМ и мониторы с
зеленой трубкой совершенно спокойно соседствуют с лазерным оружием и искусственным интеллектом, играя в Биошок меня не покидала мысль что идейку разрабы тиснули как раз из первых Фаллаутов.
Для лечения, а также для временного повышения характеристик персонажа, существует множество
всякой химии, например для временного повышения силы и выносливости для того чтобы перенести
больше шмоток можно принять - Баффаут, а для большего процента убеждения в диалогах - Ментанты.
Проблема в том, что действие препаратов быстро заканчивается и если их часто принимать, можно
запросто подсесть, и уже придется жрать наркоту только для того чтобы избежать ломок и поддерживать
параметры героя хоты бы на обычном уровне.
От зависимости может избавить медик, естественно за отдельную плату, он же лечит серьезные ранения,
в дальнейшем можно прикупить мини-больничку и лечить свои зависимости и болячки самому.
Подлечится можно стимпаками, а также различными продуктами, которые в той или иной степени радиоактивны, когда уровень облучения достигает критической отметки, необходимо выводить радиацию из организма опять же у дохтура или принимая специализированные препараты типа Антирадина и Рад-X.
Если нет ни стимпаков ни продуктов, можно восполнить здоровье обычной водой из колонки или умывальника, на самый крайний случай из унитаза (сам был несказанно удивлен, когда главгерой при нажатии клавиши действия начал лакать воду из унитаза), вода всегда очень радиоактивна .
Также здоровье полностью восстанавливается во время сна, спать можно от одного до двенадцати часов.
В игре происходит смена суток, на мой взгляд слишком быстро, если будет возможность ее подрегулировать было бы не плохо, на что обратил внимание – луна по ночам меняет свою фазу, очень приятно внимание разработчиков к таким мелочам.
А вот погодные условия не меняются, таких роскошных ливней с грозами как были в Сталкере мы не
увидим.
Исследуемая площадь в игре огромна, чтобы пройти от одной локации к другой требуется довольно
много времени, транспорта к сожалению не предусмотрено (а было бы интересно погонять на здешних
пепелацах, выглядят они серьезно), но к счастью после того как локация исследована (достаточно один раз побывать в ней) вернутся обратно можно - просто кликнув на карте мышкой ее местоположение.
Что порадовало, перемещение между локациями происходят без подзагрузок, подзагрузки, весьма
короткие, только при заходе в помещения, у Bethesda получился практически бесшовный мир.
Со временем в Мегатонне нам выделяют свой угол, небольшую хибарку, в которой возможно купить
интерьер из нескольких вариантов, робот дворецкий может изменить нам надоевшую прическу и
рассказать свежий анекдот, множество шкафов пригодятся для хранения добытых в похождениях ценных ништяков, ну это конечно если вы саму Мегатонну не сотрете с лица земли местным объектом поклонения
- ядерной бомбой (если взорвете бомбу то дадут номер люкс в Тенпенни Тауэр) , вариантов прохождения игры масса.
Хорошо когда у тебя есть своя нора, куда ты всегда можешь вернутся из опасных странствий, послушать
музыку на автомате, дернуть Ядер-колы, да и просто поспать на нормальной кровати.
На хате.
Мир Фаллаута населяют мутировавшие от радиации животные и насекомые, различные роботы с
искусственным интеллектом, мутировавшие люди, ну и собственно сами люди.
Насекомые стали достигать гигантских размеров, как например Радтараканы и Радскорпионы.
Животные не менее колоритны, мутировавшие коровы с двумя головами - Брамины,
Кротокрысы, сабаки мутанты, Болотники с ужасными клешнями.
Люди под действием радиации видоизменились в огромных зеленых Супермутантов, Гулей с
гниющей плотью, Зомби – диких Гулей, медлительных но опасных Кентавров.
После войны народ одичал, многие вернулись к племенному образу жизни, на пустоши
хозяйничают многочисленные банды Рейдеров, от них скрываются поселенцы, в Вашингтоне
хоть какой то порядок пытаются поддержать палладины из Братства Стали, в этих условиях
все людские пороки вылезли наружу, встречаются банды работорговцев и даже людоедов.
Ai ботов на достаточно высоком уровне, те что с огнестрельным оружием предпочитают
держать дистанцию, с ножами и дубинками сразу бросаются на вас, получив серьезные ранения
- отступают, если перестрелка происходит в помещении могут обойти с тыла.
Единственно что заметил, противник не очень любит прятаться за укрытия, особенно этим
отличаются супермутанты, атакуют всегда в лоб, но возможно их тупизна так и была задумана
разработчиком.
Еще очень понравилось система симуляции жизни, вроде той что было в Сталкере, когда
мы можем наблюдать со стороны как стая крысокротов нападает на рейджеров, а те отбиваются
от них, или как супермутант ведет бой с военным роботом.
Бой Супермутанта с роботом Анклава.
На локациях где обитают мирные жители, мы видим как они ведут беседы по присущим
именно этому месту темам, если произошло какое то событие все его бурно обсуждают,
окликают вас, задают вопросы, по скриптам садятся обедать или собираются на митинг,
сделано все потрясающе, выглядит просто великолепно.
Многие из обитателей были перенесены из оригинального Фаллаута, причем с сохранением
внешнего вида, добавились и новые персонажи.
Для истребления всей этой многочисленной живности нам предоставляют не менее впечатляющий
арсенал орудий убийств. От нескольких видов ножей и кастетов до портативного ядерного бомбомета, богато представлено как холодное так и огнестрельное оружие, есть даже лазерные волыны на батарейках.
Для огнестрела различного типа нужны свои собственные боеприпасы, с боеприпасами в игре туго,
на локациях они встречаются не так уж и часто, остается обшаривать трупы и прикупать у торговцев,
но часто патронов на неприятеля тратится больше чем потом можно найти на его трупе да и торгаши цены ломят астрономические – по бутылкам особо не постреляешь.
Вот небольшой перечень оружия встречающегося в игре, Холодное: нож, выкидуха, труба, кастет, палка с гвоздями, полицейская дубинка, бейсбольная бита, китайский офицерский меч, ширнкен , пауэр фист,
риппер, кувалда, супер-кувалда; Гранаты и мины: мина, крышко-мина, импульсная мина, плазменная
мина, осколочная граната, импульсная граната, плазменная граната; Огнестрельное оружие: пистолет
10мм, револьвер 32 калибра, китайский пистолет (вылитый маузер), магнум 44 калибра с оптикой,
пневматика , обрез, охотничья винтовка, уникальная охотничья винтовка, боевой дробовик, пистолет-пулемет 10мм, штурмовая винтовка, китайская штурмовая винтовка (вылитый АК), рельсоган (железнодорожная винтовка в вольном переводе 1C), арбалет, снайперка, уникальная снайперка, миниган, огнемет, ракетомет, ядерный бомбомет, рокет-лаунчер (ракетка в вольном переводе 1С) – стреляет
всяким мусором; Энергетическое: лазерный пистолет, лазерная винтовка, плазменный пистолет, плазменная винтовка, оружие чужих, гатлинг лазер. Возможно что то и забыл упомянуть, оружия достаточно много. Есть уникальные стволы, существующие в игре в одном единственном экземпляре,
найти их не так то просто, например – Винтовка Линкольна, находится в историческом музее, обладает
огромной убойной силой.
Любите мастерить сами, пожалуйста, покупайте у торговцев чертежи и изготовляйте самостоятельно свои собственные пугачи, только не забудьте найти запчасти и верстак, где можно будет все это дело собрать.
При повторном приобретении чертежей, характеристики самосборного оружия будут увеличиваться.
ППШа или Боевой Дробовик?
Оружие и броня со временем изнашивается, при этом у оружия снижается убойность а у брони
степень защиты, можно либо починить все это у торговца за приличные денежки, либо
отремонтировать самому. Процесс ремонта очень прост, для этого нужно иметь в запасе точно
такой же ствол или броню, один предмет “разбирается на запчасти” а у второго за счет этого
снижается степень износа в характеристике.
Что касается собственно самого убийства, то в этом плане игра очень жестокая, отстреливаются
части тела, руки ноги летят в разные стороны, при фатальном выстреле тело превращается в кровавое
месиво. В режиме V.A.T.S. все это еще и смакуется – камера в замедленном темпе прослеживает
полет пули и красочно показывает как у жертвы разносит голову и ошметки мозгов разлетаются
по округе.
Насилие процветает пышным цветом, можно заниматься работорговлей, воровать, убивать мирных
жителей, женщин (убийство детей почему то убрали), поедать трупы в конце концов.
На западе игрушке присвоен рейтинг Mature – ограничение по возрасту до 16-ти лет.
Снос башни!
Я играл в локализованную версию от 1С, хотелось бы написать пару слов о ней. Переведены
абсолютно все тексты и вся озвучка в игре, озвучивали профессионалы, но вот актеров явно
не хватило, чувствуется что и старуху и молодуху меняя голос иногда озвучивает
одна тетенька и это заметно. По качеству перевода, не обошлось без адаптации, многие названия
переведены не корректно, не стали переводить в русские аналоги встречающиеся кое где факи,
порой целыми фразами идет отсебятина близкая по смыслу к оригиналу. Лично я не поклонник
точного перевода слова в слово, если смысл сказанного в результате не искажается, то это вполне
приемлемо. К тому же при инсталляции можно выбрать язык и если не нравится локализация,
можно играть в полностью английскую версию.
В процессе игры не было ни одного вылета или зависания, существенных багов тоже обнаружено
не было, сейвы грузились моментально. Игра не дергалась, не тупила, провалов fps не заметил.
За оптимизацию и отладку движка игры разработчикам можно поставить твердую пятерку.
Так получилось ли у Bethesda Softworks достойное продолжение легендарного Фаллаута???
На мой взгляд да, более того, шедевром игрушку я пока назвать побоюсь, но то что она станет
лучшей игрой 2008 года не сомневаюсь. Удалось сохранить ту неповторимую атмосферу игрового
мира, ты чувствуешь и веришь что играешь именно в Фаллаут а не во что то еще, что играешь именно
в ролевую игру а не в экшен с элементами ролевки.
Перенести спрайтовую игрушку в 3D чтобы сохранился внешний вид и дизайн всей вселенной,
при том бережно сохранить все лучшее что было и удачно дополнить нововведениями, очень
и очень непросто, но похоже на этот раз все удалось, браво Bethesda!!!
Придраться практически не к чему, атмосфера сохранена, сюжет интересен, игрушка абсолютно
не линейна – можно проходить несколько раз (как и оригинальный Фаллаут), почти все квесты
захватывают, мир живет своей отдельной от игрока жизнью на мой взгляд даже лучше чем в Сталкере,
звук превосходен, немного можно посетовать на графику – но это мультиплатформенность делает
свое черное дело.
Для поклонников игровой вселенной Фаллаута - играть обязательно, игра вас не разочарует!!!
Для любителей ролевых игр – смело играть, очень крепкая RPG, ну и окунетесь наконец в
этот изумительный постядерный мир!!!
Гуля!
Закат в постядерном мире.
Остатки пендосского самотыка.
Стальной Палладин
Красота!