Скрин номер 1:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/y_0dfc186a.jpg
Привет, олдфаги, любители Древнего Египта, а также ценители стратегий с непрямым управлением! Думаю, некоторые из вас уже догадались, о чем пойдет речь. Ведь согласитесь, неплохие игры делали в конце прошлого века? 1996 — Diablo, 1997 — Fallout, 1998 — Starcraft, 1999 — Age of Empires 2… Много славных названий, которые остались не только в сердцах геймеров, а и на их жестких дисках, хотя прошло уже более десяти лет. Я не спорю, что в наше время тоже много продуктов геймдева, достойных внимания, но все-таки конец девяностых оказался очень уж урожайным на душевные и хорошие игры. Не стану называть их хитами, так как на том же Фаллауте Interplay разорились. Вернее, на его приставочной версии, но это уже информация для задротов, так как нормальный человек не должен знать подобных мелочей.
Но все же мы сегодня не об истории геймдева. В названный мною период, когда вышли упомянутые славные игры, где-то между шумных блокбастеров и нашумевших игр скромно затесалась незаурядная стратегия под названием Pharaoh и ее аддон Cleopatra. Идея подобной игры была отнюдь не нова — все началось со старого доброго «Цезаря», коего выпустила та же компания, что работала и над «Фараоном»: Impression Games. К слову сказать, подобный тип стратегий оказался довольно популярным, так как вслед за «Фараоном» пачками появились Zeus, Poseidon, Emperor и прочая. Разницы между этими играми принципиальной нет, в основном дело касается антуража (действие «Фараона» развивается, вы удивитесь, в Древнем Египте, «Цезаря» — в Риме, «Императора» — в Китае), небольших нюансов геймплея и уровня графического исполнения.
Чтобы глубже проникнуть в суть, стоит ознакомиться со всеми вышеперечисленными играми, а также другими стратегиями данного жанра, Majesty или Dungeon Keeper, например. Но чем же интересен именно «Фараон и Клеопатра»?
Скрин номер 2:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/z_aa6829fe.jpg
Лично я, когда в глубоком детстве познакомился с этой игрой, абсолютно нихрена не понял. Вдобавок, страдая нелюбовью проходить в стратегиях кампании и туториал, предпочитая сразу skirmish, я запутался вконец, столкнувшись с новым неизведанным миром. Но многие, с первого взгляда незаметные, моменты, суммируясь, отбили желание нажать Alt+F4. Во-первых, музыка. Этот восточный эмбиент, он божественнен… Вот один из треков в качестве примера. Во-вторых — графика. Не знаю как на 1999й год, но мне даже сейчас кажется, что она невообразимо симпатична. Согласитесь, редко можно увидеть игру, красоты которой бы не тускнели с годами. Аналогии ради, вспомните Warcraft III. Общая черта у подобных проектов одна — графическое исполнение основано не на техничности, которая имеет тенденцию устаревать, а на оригинальности. Поэтому наблюдая за жизнью маленького египетского города, проникаешься симпатией к этим маленьким человечкам, постоянно спешащим по своим делам…
Пока эти гребаные тупые уроды не начнут ходить не туда, куда предполагает здравая логика и планы правителя, то есть вас. Вот она — мякотка стратегий с непрямым управлением! Забудьте о такой функции, как выделить юнита и приказать ему сделать что либо. В «Фараоне и Клеопатре» кроме войсковых формирований, которые с определенной долей условности все же слушаются прямых указаний, нету ни одного «существа», которое бы делало то, что надо, а не то, что велиткорейскийегипетский рендом. Поэтому главной нашей задачей является непрямая стимуляция юнитов к действиям того или иного рода. Допустим, вам нужно, чтобы торговка с базара разнесла еду по домам сирых и убогих египтян. Вы думаете, что достаточно построить базар и комплекс сопутствующих зданий, после чего ваши людишки станут сытыми? Да хрен там! Даже если у вас есть налаженная система пищевой промышленности, построены склады и амбары для хранения продуктов, и хватает рабочих, не факт, что получив пищу, торговка пойдет разносить ее именно туда, где эта пища востребована. Поэтому главной задачей геймера является расположить базар так, чтобы его служащая, двигаясь по воли случайности, элементарно не могла пойти «не туда». То есть забудьте о многочисленных перекрестках дорог, нелинейности и прочем. Нелинейность сюжета существует для правителя, а его подданные должны ходить по одному-единственному пути, заведомо проложенному именно там, где это надо.
Скрин 3:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/z_0d725c5c.jpg
Если кто не понял, планировка города — основа геймплея «Фараона и Клеопатры». В обычных стратегиях вы ставите домики хаотично, или руководствуясь текущими тактическими нуждами, в этой же игре такого не пройдет. Геймплей «ФиК» очень напоминает шахматы, где успех прямопропорционален количеству ходов, которые вы заранее продумали. А чтобы игровой процесс не превратился в рутину и холодный расчет, разработчики щедрой рукой понапихивали множество разных отвлекающих и усложняющих жизнь геймера факторов. Один из них вы видите ниже:
Скрин 4:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/z_128bbf47.jpg
Клацнув на скриншот, эрудированный игрок может заметить, что на нем изображены имена некоторых древнеегипетских богов. Которые, мать их, всеми средствами мешают игроку построить город своей мечты. Помните из Библии «Десять казней египетских»? Так вот, местные божки не хуже Иеговы горазды на выдумки. Здесь вам в качестве наказания и чума, и река, превратившаяся в кровь, и стада лягушек\саранчи, и огромная трещина в земле, которая распространяется и поглощает все на своем пути. Знаете, играя в шутеры, у меня выработалось три рефлекса: после каждого боя перезаряжать оружие, невзирая на количество оставшихся в обойме патронов; время от времени оглядываться назад; регулярно сохраняться. Так вот, играя в «Фараон и Клеопатру» у опытного задрота со временем возникает рефлекс смотреть на отношение к вам богов. Только что-то идет не так — стройте пачками храмы, проводите фестивали, предпринимайте ануслинг, — в общем, делайте что угодно, чтобы эти мифические существа на вас не гневались. Более того, если храмов окажется много, фестивали не будут прекращаться, а ануслинг расценится богами достаточно глубоким, то на вас снизойдет милость. Профит, короче говоря.
Но это еще не все. Божества-божествами, но кроме них простого египетского феллаха, а вместе с ним и вас — фараона, ожидает не меньшее количество земных, и вполне реальных, бед: пожары, болезни, обвалы строений, засуха, войны, безработица, бандитизм, дефицит бюджета… И если, только начав строить город, вы наперед не примите во внимание все эти напасти, в самый неожиданный момент они на вас обрушатся. Знаете поговорку: «Беда не приходит одна»? Так вот, авторы этой мудрости наверняка играли в «Фараон и Клеопатру».
Вот читаешь ты, дорогой задрот, данный обзор, и поневоле у тебя может возникнуть мысль — а что же прекрасного в такой игре? Как можно расслабиться и получить удовольствие от того, что приходится постоянно решать десятки разнообразных проблем? А ты посмотри на скриншоты внизу:
Скрин 5:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/z_debe460a.jpg
Скрин 6:
http://cs5345.vkontakte.ru/u7863505/115018642/z_89964172.jpg
Красиво… это напоминает духовный и эстетический оргазм от качественно выполненой работы. Играя в шутер, мы расслабляемся, отстреливая разнообразных уродов, сублимирующий эффект заключается в использовании моторных рефлексов. Углубляясь в мир хорошей РПГ, мы получаем удовольствие от сюжета, геймплея, атмосферы. В «Фараоне и Клеопатре» кайф несколько иного рода. Он напоминает катарсис, который ты испытываешь, построив дом\посадив дерево\родив сына. А теперь обьективно. Какие плюсы данной игры, и чем она может заинтересовать сегодняшнего геймера?
1) Несмотря на двенадцатилетнюю давность движка, графикой. Она мила, трогательна и притягательна. А также музыка. Выложенный в статье трек является далеко не единственным, и, возможно, не самым лучшим. Поройтесь в папке Audio, авось наткнетесь на что-то поинтересней. Под такое звуковое оформление приятно релаксировать или заниматься умственной деятельностью.
2) Играя в «ФиК», учишься планировать и отвечать за свои действия. Здесь не требуется хаотическое кликанье мышкой, или часы задротства. Все зависит от вашего ума и сообразительности. Что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии логического мышления.
3) Множество игровых нюансов, функций микро- и макро- менеджмента. Чтобы привести свой город к процветанию, нужно уметь учитывать эти нюансы, уметь их комбинировать и следить за изменениями ситуации. Здесь нету единственной стратегии поведения, как и в жизни. Подстраивайтесь, эксперементируйте, и будет вам счастье.
4) Понимаю, что этот пункт звучит весьма субьективно, но «Фараон и Клеопатра» — хороший способ отвлечься, собраться с мыслями, помедитировать, что ли… Комбинация ненапряжной, но одновременно интересной умственной деятельности, приятной и ненавязчивой графики и волшебной музыки делают свое дело, и зайдя в игру раздраженным и потерянным, через некоторое время понимаешь, что стал абсолютно спокойным и довольным жизнью. Логически объяснить сложно, но это — факт.
5) История Древнего Египта! Ведь и Москва-то не сразу строилась. А пирамиды? Представьте, что если бы не Вы, никогда бы не получилось вот этого:
Скрин последний:
http://www.krugosvet.ru/images/1011576_PH03742.jpg
Единственная существенная проблема, с которой столкнулся лично я, — по данной игре в интернете нету гайдов. Нет, не простенького FAQ, а-ля «как сделать так-то и так-то», а комплекса профессиональнах советов, которые пишутся, например, для Доты, Л2 или КС. Я отдаю себе отчет, что «ФиК» — во-первых, игра далеко не первой свежести, и во-вторых, по ней не проводятся чемпы, но порой, набив на управлении египетским городом руку до посинения, хочется поделиться опытом и почитать советы таких же задротов. Ан-нет. В те времена еще не существовало нубов, госу, прогеймеров и прочей нечисти. Тогда люди не «задротили», они отдыхали в процессе игры. И никто мне не виноват, что я вырос на Л2 и любую нормальную синглу превращу в потенциальный плацдарм для оттачивания ненужных в реальной жизни навыков и многочасовое просиживание задницы перед монитором. Впрочем, отставить печаль, попробуйте почитать
вот это. Хоть и не по «Фараону», но похоже.