Теща, значицца, нагостювавшись, с утра домой отбыть соизволила. Меня с собой уволочь пыталась – мол, взглядом мужским на кабанчика взглянешь, сердце вещует колоть его пора.
Никак, говорю, мамо, не могу, ибо на помеле вашем не умещаюсь. Стесню вас, или чего хуже, упаду по дороге, организмом повредившись. Да и дел поднавалило невпроворот. Работу научную на рецензию прислали, посмотреть надо, да за метаболизм простейших отдельным абзацем разъяснить подробнейше. Доченьку любимую возьмите – она вам и капусту посолить поможет, и с тетками вечером за чаем потрындит. А что до кабанчика, так доча ваша его на телефон сфотографирует, и фото мне отправит. Я по фотографии сразу решу колоть, или нет. А ежели в способностях моих сумлеваетесь, я фоточку могу и специалистам показать. В сельхозакадемию там съездить, или, накрайняк, к гадалке подвалить. Считайте, говорю, что касаемо мокряка свинячьего мнения у вас будут самые авторитетные и грамотные!
Доча ейная как-то подозрительно быстро согласилась вместе с мамой телепортироваться. Глазом моргнуть не успел, а из заначки абсента ноль седьмую и два портвейна крымских как корова языком слизала. А ненаглядная моя по сумкам бутылки сноровисто распихивает и меня перед фактом ставит: портвейна, мол, мы с тётками опосля капусты пригубим, а абсент дядьке в подарок. Дядька Федя как-то его у нас в гостях попробовал и теперь дюже уважает. Конечно, блин, дядька Федя любую синьку уважает, за которую платить не надо! Первейший куркуль и выжига в вашей родове.
Ладно, любимая, хрен с ним, с абсентом. Давай я тебя на помело подсажу, и окно открою, чтоб вам с мамой вылетать сподручней было.
Када они мимо меня в окно высвистывали, в глазах читалось явно: «…тока нажрись, бля!!!» (любимая) и «…рожа бандитская!!!» (мамо ейное). Гласно заклятье трезвости налагали, ибо руца моя левая, при непокрытой голове!, честь им отдала, а правой руцею, очевидно в подтверждение своей глубокой алкогольной порядочности, я успел на ступе кровью расписаться.
К наложенному заклятью отнёсся наплевательски. Хватило одного взгляда на полку с книгами великих стоиков. Труды Зенона, Антипатра, Клеанфа и Эпиктета вернули твёрдость и мужество! Этика Демокрита и каноника Эпикура подсказали выход из сложившейся ситуации. Решил я, Демокриту уподобившись, достичь эвтюмии – благостного расположения духа, невозмутимости и постоянства. Благо у меня всё для этого в наличии имелось необходимое…
Понятное дело, достижение эвтюмии затрат энергии требует невероятных. Не знаю как вы эвтюмируете, но на меня, случается, жор нападает запредельный! К холодильнику бывает, по несколько подходов делаю, как на соревнованиях по тяжёлой атлетике… Но, аккуратно! Подходы подходами, но и пережор, ни к чему, ибо, как писал товарищ Эпикур, за некоторыми нашими деланиями могут последовать страдания. Посему, когда молотилка включится (а она включится!), кидать мы в неё будем что-нибудь вкусное, но не очень сладкое и тяжёлое.
Итак, пошустрив по сусекам касаемо продуктов, первым готовим жент:
- талкан – 1 часть;
- иримшик – 1 часть;
- жмых ядер кедрового ореха – 1 часть;
- сары май (несолёное) – 0.5-0.6 части;
- изюм – 0.5 части;
- опционно соль.
Продукты просты и доступны (гыгыгы….):
Талкан – крУпка из обжаренных зёрен ячменя, пшеницы, проса, овса. Традиционен для кухни многих тюркских народов. Продукт полностью готов к употреблению. Добавляют в чай с молоком, а так же смешав со сметаной, маслом, или мёдом подают к чаю и лепёшкам.
Иримшик – красный творог. Варится заморочено и очень долго, но того стоит.
Жмых ядер кедрового ореха – традиционный продукт сибирской кухни. Кедровые сливки, кедровое молоко – это вам не забодяжка марки «Весёлый молочник» от пепсиколы. Если будете покупать – особое внимание на строки годности. Продукт нежный, окисляется махом и начинает горчить.
Сары май (жёлтое масло) – масло из молока майских надоев. Вкус и аромат необыкновенны. Цена расстраивает.
Жмых (если крупный) размалываем в блендере. Всё смешиваем, раскатываем в пласт и убираем в холодильник до застывания.
У нас получился жент - одно из самых почётных блюд казахской кухни, всегда, в обязательном порядке подаваемое на тоях. «Всегда» - это всю жизнь: от шилдехана – праздника в честь рождения ребенка, до жылы – поминок на годовщину смерти.
Отправив жент застывать в холодильник, приступаем ко второй части Марлезонского балета. Снова метнувшись в сусеки (тока в этот раз секретные), достаём ещё более нехитрый набор, ещё более обычных продуктов.
Мы, значицца, обращаем благосклонный взгляд на обожаемую мною татарскую кухню. Приглашённую звезду зовут «Бармак с маком, коноплёй и мёдом». Конопля занимает в татарской кухне видное место. Настолько знаю, с конопляной мукой даже особые пельмени делают. Это я вам как татарин татарам говорю! Ну а себе, любимому, наваяю печенюшек, именуемых «Палец», сиречь, бармак.
Земно кланяюсь татарским бабушкам за рецепт теста. Паходу специально придумали для таких жопоруких тестоводов как я: минимум составляющих, никаких строгих пропорций, получается с первого раза.
В жирную деревенскую сметану замешиваем муку и децл соли. Сколько? А сколько сметана возьмёт. Как перестанет липнуть к рукам – готово. Получится похожим на пельменное, но с несколько иной текстурой. У меня на триста сметаны ушло примерно пятьсот муки.
Три столовых ложки мака разбиваем в блендере. Открываем пакет с конопляной мукой. Пробуем на вкус. Некоторое время размышляем: попробовать покурить, или заварить молочищща? Силой воли гасим в зародыше экспериментаторский зуд и добавляем три столовый ложки муки к маку. Замешиваем начинку на половине столовой ложки мёда.
Накатав рулетиков-печенюшек, спроваживаем их в духовку на двести градусов. Хватило двадцати минут.
Пока печенюхи загорают, делаем к ним макалку. Казахом я, что ли в прошлой ипостаси был? Нет бы, как порядочному карлсону, достать банку варенья… Мне балкаймак подавай!
Таки думаю, что вы уже из названия поняли, что за еда. Бал – мёд, каймак – сметана. Балкаймак – медовая сметана. Есть ещё вариант на сливках, и он мне, честно говоря, нравится больше.
Сливки вскипятили, чуть упарили, дали немного остыть и размешали в них мёд. Казахи добавляют мёд сразу в кипящую сметану и уваривают, но греть мёд – это от лукавого. Вкус будет, а полезности ноль.
Заварив бадейку чая с лимоном, накрываем нехитрый стол. Неоднократно прерываясь «на покурить», размышляем о высоком и разном, уподобляясь в оконцове персонажу с картины Ю Минцзюня. Потом звоним тёще и предлагаем кабанчика амнистировать….
За сим будьте счастливы! Люди любящие выпить и закусить в дружеской компании злыми не бывают.
P.S. Мне часто задают вопрос по поводу специй и сухофруктов в рецептах казахской кухни. Даже казахи, особливо которые из мамбетов, предъявляют вплоть до драки: «Мы кочевой народ! Откуда в кухне кочевого народа специи? Почему ты в жент добавляешь изюм и орехи, откуда им взяться?»
Поясняю: казахи весьма успешно наводили шороху в Средней Азии, регулярно опиздюливая ташкентского и бухарского ханов. Настолько успешно, что году к 1600-му отжали себе несколько туркестанских городов, включая Ташкент. Это сейчас Ташкент столица Узбекской СССР, а когда-то он был резиденцией казахских ханов (могу ошибаться – но больше ста лет точно). Не появись в Средней Азии совершенно отмороженные джунгарские ребятишки типа Цэван-Рабдана, Галдан-Цэрэна, неизвестно, где бы сейчас была резиденция Назарбаева.
В общем, было у казахов время и зиры натырить, и изюма по карманам напихать.
Ключевые слова для облака тегов: Новогодний конкурс 2015, конопляная мука, талкан, жмых кедрового ореха, казахская кухня, татарская кухня, десерты.