Год выпуска: 1989
Страна: Япония
Жанр: криминальня драма
Продолжительность: 01:42
Режиссёр: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Хакюрю , Сусуму Терияма
Доброго времени суток фтыкателям!
Недавно, каверя enfant terrible l’Udaff, мне пришла в голову мысль о том, что многие классические фильмы про якудзу не отрецензированы на ресурсе. Немедленно решив исправить сие упущение, сегодня всестроннему разбору подвергнется первый полнометражный фильм Такеши Китано – “Жестокий полицейский”.
Как нас учит история, Такеши Китано первоначально получил известность в Японии в качестве “манзая”, то бишь, стэнд-ап комика, с уклоном в дешёвую клоунаду. Начав работать в клубах и на ТВ ещё в 70х, к началу 90х Китано-сан имел стабильную репутацию, фанатов, деньги, карьёру, словом, состоялся согласно всех заветов Конфуция. Но японцы – весьма интересные люди, и недаром обожают красивые и эпатажные жесты. Кто-то делает сепукку под цветущей сакурой, кто-то отращивает 8 щупалец и начинает пользоваться популярностью у японских школьниц, а Китано решил порвать с надоевшим ему имиджем клоуна, и в качестве дебюта заснять серъёзный фильм. Изначально продюсеры хотели, чтобы он снял абсурдистскую комедию в стиле “Getting Any?” (об этом шедевре - в другой раз), но Китано настоял на своём, лично переписал сценарий и в итоге заставил содрогнуться всех западных кинокритиков.
Фильм повествует о буднях обычного японского полицейского Азумы. Работает он в отделе по борьбе с наркотиками, из семьи имеет только тихопомешанную сестру. На работе Азума особенно не напрягается, но при этом чётко следует кодексу чести – не проходит мимо наглеющих хулиганов, не брезгует зайти к подозреваемому домой безо всякого ордера и несколькими ударами в рыло мотивировать его написать чистосердечное признание, словом, ведёт себя как дядя Стёпа токийского разлива.
В районе, где работает Азума, начинают происходить убийства дилеров и Азуме поручают расследование. В напарники ему достаётся новичок по имени Кикуйчи, и Азума, по мере сил натаскивает пацана, обучая правильной технике сбивания подозреваемых машиной и последующего избиения их ногами. В итоге, в ходе оперативно-розыскных мероприятий на горизонте появляется фигура местного босса якудзы Ниито, а также его отмороженного киллера Киохиро.
Одновременно Азума выясняет, что его друг Иваки, работающий в том же отделе, крадёт наркоту из вещдоков и продаёт её Ниито. Чтобы избежать скандала, Киохиро инсценирует самоубийство Иваки. Азума, арестовав Киохиро, избивает того прямо в полицейском участке и при свидетелях, за что его отстраняют от должности. В отместку Киохиро предпринимает неудачную попытку убийства Азумы, а бригада отморозков, которой руководит Киохиро, похищает сестру Азумы, насилует её и подсаживает на героин. Азума, купив нелегальный ствол, решает мстить...
Китано знаменит своим неподражаемым стилем, в котором, впрочем, явно проглядывают характерные черты театра Но. Стиль этот включает в себя долгие, иногда двух-трёх минутные, медитативные кадры, заполненные банальнейшими событиями, прерывающимися неожиданным и крайне жестоким насилием. Отрезание пальцев, пробивание черепа бейсбольной битой, групповое изнасилование – всё это, привычное для поколения “Пилы”, в начале 90х смотрелось свежо и оригинально, особенно учитывая репутацию Китано как комика. По российским меркам похожий эффект получился бы, если бы Петросян, неожиданно забросив своё ремесло, заснял “Брата” вместо Балабанова и на столь же высоком уровне. Да и в целом, за что я особенно люблю Китано, так это за поразительный эффект погружения во все его ранние фильмы. Все детали вплоть до мелочей, сделаны столь качественно, и все мотивации столь близки и понятны, что не сопереживать героям просто не получается.
Игра актёров – выше всяких похвал, впрочем, для японских мастеров характерно ставить их в столь жёсткие профессиональные рамки, что сыграть плохо становится попросту невозможно. (В скобках замечу, что в японском кино существуют ровно 2 категории фильмов – серъёзные драмы, где все выкладываются на 100% и дебильные, но милые комедии, где все кривляются на 100%). Китано, с каменной рожей отстреливающий бандитов, как всегда умиляет, Хакюрю, с такой же каменной рожей скидывающий стукачей с крыши - великолепен, и Сусуму Терияма, постоянно мелькающий в фильмах Китано, радует своим дебютом.
Музыка в фильмах Китано – отдельная тема. Следуя заветам Куросавы, который лично редактировал ноты к “Телохранителю”, Китано обратил на саундтрек самое пристальное внимание, и в итоге музыка Дайсаку Кюмэ была органично вплетена к канву повествования. Мало того, некоторые эпизоды держаться исключительно на ней, к примеру, невозможно даже представить себе поход Азумы на работу без “Violent Cop theme”, звучащей на фоне.
Итог: знаковый фильм, заслуженно относящийся к современной классике. Отличный чёрный юмор. К просмотру однозначно рекомендую.