Вспоминая прошлое, иногда наталкиваешься в нем на некоторые моменты, которые определяют последующее течение твоей жизни, интересы, работу, удачи и потери. Одними из таких могу назвать случайный просмотр двух фильмов, с которых и начался интерес к истории Японии – интерес который не угас и спустя почти три десятилетия.
Кагемуша \ Тень воина.
Япония, 1980
Реж. Акиро Куросава
Этот фильм впервые увидел году эдак в 1981 – он шел в советском прокате. На меня, одиннадцатилетнего подростка он тогда произвел неизгладимое впечатление. Что я в те годы и в том возрасте мог знать о Японии? Точно не помню, но кажется даже слово «карате» появилось в лексиконе гораздо позже. А в фильме – воины, в незнакомых даже по рисункам в учебниках доспехах, безнадежно атакующие с мечами и копьями позиции стрелков, чуждые менталитет и эстетика – когда князю приспичило ночью послушать, как играет флейта в осажденной им крепости. Как тот же князь, умирая, завещает три года не разглашать его смерть. Запомнился и герб – ромб состоящий из четырех ромбов. Общее впечатление – страшная сказка. Гораздо позже, в 90е, когда появились книжные рынки был перечитан Эйдзи Есикава, еще позже, когда стал доступен инет – этот фильм смотрелся еще с большим кайфом, так как все его события реально имели место в истории.
Сюжет – Япония эпохи враждующих княжеств. Княжество Каи под руководством мудрого Такэды Сингэна на вершине своего могущества. Пойманному воришке, приговоренному к казни ( а в те годы за любое преступление простолюдина приговаривали к казни, даже не было понятия наказания тюремным сроком), сохраняют жизнь, так как он как две капли похож на Сингена. Во время осады одного из замков Такэда Сингена тяжело ранят и умирая, он завещает три года скрывать свою смерть. Роль князя уготована этому самому воришке – кагемуша. Через какое то время его раскрывают и изгоняют из княжеского дома, а честолюбивый сын князя, не выполнив завет отца выступает на войну и терпит сокрушительное поражение от объединенной армии Ода и Токугава при Нагасино. Битва при Нагасино – финал фильма. Фильм еще интересен тем, что в нем показаны князья Ода Нобунага и Иэясу Токугава, причем артисты максимально соответствуют описанию этих князей историками.
Военачальники дома Такэда.
Ода Нобунага и Токугава Иэясу.
Позиции стрелков при Нагасино.
После атаки.
Конец дома Такэда.
Провал во времени.\ Sengoku jieitai.
Япония, 1979.
Реж. Мицумасу Саито.
Первый раз увидел случайно, в видеосалоне в какой то общаге приблизительно в 1987 году под названием «День апокалипсиса». Сюжет незатейлив – современное ( 70х годов) подразделение сил самообороны Японии с боевой техникой в результате природного катаклизма попадает в ту самую эпоху враждующих княжеств. В то время впечатлила реализация самой идеи – современная армия против средневековой. И надо сказать средневековая армия нифига не зассала пушек и пулеметов.
Наш добрый знакомый – Такэда Синген, в своем реальном шлеме.
Оба фильма поражают воображение своей масштабностью, массовостью батальных сцен, возможностью увидеть реальных исторических персонажей. Даже современные солдаты в «Провале во времени» выглядят в средние века более естественно, чем рука Котова в УС2.
Удачного просмотра.