год 2008
страна Германия, США
режиссер Стивен Долдри
сценарий Дэвид Хэа, Бернхард Шлинк
композитор Найко Мали
жанр мелодрама, драма
актеры Рэйф Файнс, Дэвид Кросс, Кейт Уинслет
Я с недоверием отношусь к связям, в которых один из партнеров намного старше другого. Нет, не то, чтобы я это порицаю, просто мне трудно понять природу таких отношений. Ведь по существу каждый из нас играет ту или иную роль в зависимости от того, с кем он находится в данный момент. Когда люди, живущие вместе, близки по возрасту – тут все понятно – это люди одного поколения, воспитанные на определенных ценностях, в культурном слое данного времени, примерно с одинаковым жизненным багажом, мировоззрением и так далее. Но когда разница в возрасте значительная, то, на мой взгляд, один из них вольно или невольно исполняет роль родителя, а другой ребенка, а это, простите, попахивает педофилией.
Сейчас очень часто с экранов телевизоров можно увидеть, как та или иная молодая спутница именитого писателя, политика, продюсера или артиста уверят всех в своей искренней, большой и чистой любви к похрюкивающему, сморщенному, порой изрядно пропитому и потасканному избраннику. Лично у меня эти признания вызывают лишь недоумение и легкое чувство брезгливости. Но гораздо большую брезгливость во мне вызывают наши эпатажные поп-дивы, с гордостью демонстрирующие широкой публике молодое накаченное тело, ничуть не смущаясь, что молодой супруг младше ее лет так на двадцать, и для того, чтобы приложиться к ее, в лучшем случае, силиконовой сиське, он чуть-чуть опоздал, или, напротив, уже перерос.
Да, впрочем, и сам новоиспеченный любовник старой, но прилично сохранившейся усилиями пластических хирургов, визажистов, маникюристов, стилистов и прочих «волшебников» звезды (еле себя сдерживаю, дабы не сказать то слово, о котором вы подумали) не особо и сопротивляется, а клянется, что разглядел где-то очень глубоко спрятанную в этом, накаченном ботоксом теле, то, что никто раньше почему-то не замечал, а именно прекрасную душу, плохо отдавая себе отчет, что же это такое, а, может по наивности, путая ее (душу) с величиной гонораров престарелой супруги. Хотя, все эти извращения скорее лишь веяния моды и времени.
Возможно, я не права, и отношения двух людей, разделенных разницей в возрасте, по нелепой ошибке, совершенной на небесах, имеют место быть. Вот только проверить они это смогут, пройдя сомнения, душевные муки и невероятные испытания, отдавая себя без остатка и с благодарностью принимая от другого то, в чем каждый из них нуждается.
Послевоенная Германия, провинциальный город. Ей 36, ему 15. У нее таинственное пошлое, одиночество в настоящем и нереализованная жажда любить. Он юн и преисполнен благодарности незнакомке, которая проявила сочувствие к нему столь чуждое ханжеской семье, в которой он вырос. Она стала его проводником в мир взрослых, мир чувственности и плотских наслаждений, научила всему, что знала и умела сама, научила его быть мужчиной. А он читал ей… Читал пьесы, рассказы, романы, открывая безграмотной женщине мир духовности. А вместе они любили друг друга, пока внезапно она не покинула город... Это первая часть истории, рассказанная в фильме «Чтец» режиссером Стивеном Долдри.
Дальнейшие события разворачиваются десять лет спустя в Берлине. Где Микаэль изучает юриспруденцию и становится слушателем дела по обвинению надзирателей Освенцима, к которому была причастна его пропавшая возлюбленная. Герой проходит новые испытания, переживая противоречивые чувства, и пытаясь сделать несмелую попытку участия в дальнейшей судьбе Ханны.
В заключительной части истории, действие которой переносится уже в восьмидесятые годы прошлого века, судьбы главных героев вновь пересекаются, открывая в каждом из них новые стремления, в желании обрести смысл в жизни, когда уже осталось так мало времени жить.
Казалось бы, история о любви юноши и зрелой женщины совершенно обычная и опошленная в наши дни явной меркантильностью таких отношений, вдруг становится исповедью двух людей, наполненной пронзительными переживаниями, полнотой чувств, которые они сумели понести через годы.
Безусловно, сильнейшей стороной фильма является его драматургия, слагающаяся из развития сюжета в различных временных рамках и причинно следственных событий, создающих полную иллюзию целостности происходящего на экране, возможно потому, что одним из сценаристов был Бернхард Шлинк, который является автором одноименного романа. Фильм был номинирован на Оскар в пяти номинациях и получил приз за лучшую женскую роль в исполнении Кейт Уинслет.
По мнению некоторых кинокритиков, фильм может показаться нудным, в нем немного диалогов, скорее он строится на актерском мастерстве исполнителей главных ролей. Рэйф Файнс играет главного героя в старости. Лично я очень люблю этого актера еще со времен «Списка Шиндлера». А молодой исполнитель Дэвид Кросс очень неплохо справился с ролью, особенно если учесть, что большую часть времени на съемочной площадке ему приходилось проводить голышом в обществе именитой Кейт Уинслет.
Не могу всем и каждому советовать смотреть это кино, поскольку подобные фильмы все же дело вкуса. Но если вы решитесь посмотреть, то думаю, что не будете разочарованы.
Удачного просмотра.
Ваша Саламандра